При произнесении слова «дидактика» большинство людей начинают ощущать запах нафталина. Обонятельные ассоциации немедленно дополняются зрительными образами, всплывающими из кладовой памяти детства. Зима, за окном темнота, но по противному звонку будильника приходится вставать с постели и, наскоро запихнув в рот завтрак, тащиться на занятия, исполняя опостылевшую школьную повинность. И так из года в год все одиннадцать лет: уроки, контрольные и самостоятельные работы, вновь уроки, зачеты и контрольные…
А еще неизгладимый образ учительницы Марьиванны: белая блузка, черная юбка, пучок волос на затылке, точь-в-точь как у Н.К.Крупской. Она собирательный образ дидактики. Дидактики, упрощающей все и вся, сводящей к примитивной схеме все сложные аспекты науки и культуры. Дидактики, не принимающей никаких сомнений, возражений, не принимающей дискуссий. Дидактики, иссушающей животворящий родник знаний, вколачивающей в мозг ученика простые истины. Кто же решится петь хвалебную песнь такому чудовищу?
Я, и вот почему. Русский язык богат, а посему не будем путать простые истины и примитивные догмы. Простая истина не перестает быть истиной оттого, что она простая. Истина вечна и не подлежит пересмотру!
Вам не нравится запах нафталина? А как насчет запаха серы, неоспоримо свидетельствующего о наступлении бесовщины? От века ее главный инструмент – искушение. Чем? Всем чем угодно, но в новейшее время отрицанием вечных истин и апологией релятивизма. Постправда, постмораль: от этих искусов за версту несет серой.
Постправда – это обстоятельства, при которых объективные факты менее значимы при формировании общественного мнения, чем обращение к эмоциям и личным убеждениям.
Постмораль – это утверждение, будто нравственные представления и понятия имеют относительный, условный характер.
Такие взгляды, подобно моли, разъедающей ткань, изничтожают души взрослых и детей. Остается одно – присыпать дустом размножающуюся колонию личинок.
Спешу напомнить, что дифирамб у древних греков – это торжественная песнь в честь бога Диониса. А Дионис – младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения, религиозного экстаза, а также театра.
Ну и где же здесь, спрашивается, сухость и примитивизм? Им просто не остается места. Напротив, витальные силы играют и искрятся во всех возможных ипостасях.
И кто сказал, что современная дидактика – это аскетичная старая дева с подавленными комплексами, а потому подозревающая всех в неприличных мыслях? Нарождающаяся современная дидактика молода и задорна, поскольку разрушает дамбы, препятствующие взаимному детскому и учительскому творчеству. Внешне она вполне воплощается в образе молодого креативного педагога-мужчины в майке, джинсах и с серьгой в ухе. Гендерный подход здесь ни при чем. Мужчину-педагога привел лишь потому, что серьга в ухе у женщины-учительницы уже давно никого не удивляет, а ведь было время, когда все подобные украшения были категорически запрещены педагогам к ношению в школе.
Отдаю себе отчет в том, что среди современных директоров школ я зачастую выгляжу неисправимым чудаком. Почему? Потому что испытываю огромную радость, посещая уроки педагогов. «Вам что, заняться нечем? – написал мне один из коллег, руководитель школы, причисляющий себя к эффективным менеджерам. – Наше дело – финансы, материальное снабжение и строительство. А на уроки пусть ходят завучи».
Тем не менее вот уже почти полвека, находясь на своем посту, продолжаю чудачить, получая от этого огромное удовольствие. Вот и сегодня посетил урок в первом классе, который вела опытная учительница Ирина Викторовна Нурмухаметова. Малыши только пару недель провели в школе. И, по сути дела, цель педагога состоит в том, чтобы максимально адаптировать их к школьной жизни. Но адаптировать, развивая и обучая, не тратя время на сюсюканье и заигрывание с первоклашками. Что ни говори, а образование – дело серьезное от первого и до последнего дня обучения в школе.
Тема урока достаточно серьезна: «Слова и слог». В классе произведена групповая рассадка. Дети сидят не по старинке – ровными рядами лицом к учителю и спиной к задней стенке, а сгруппированы по пять человек за квадратными столами, что оптимально для совместной проектной деятельности. А как иначе, ведь русский язык – это не свод мертвых правил, которые надо вызубрить, а средство коммуникации. Малышам предстоит научиться коммуницировать в группах: обсуждать возникающие в ходе урока проблемы и искать коллективные решения. К слову сказать, этот формируемый буквально с младых ногтей опыт пригодится в дальнейшем при решении любых проблем во всех сферах человеческой деятельности.
Потому содержательный разговор с первоклассниками и начинается с обсуждения проблем коммуникации. Но как же существенно отличаются нынешние дети от их предшественников из прошлых поколений! Они легко выходят на вывод о том, что коммуникация бывает устная и письменная в Интернете (!). На вопрос учителя «Чем отличается человек от животного?» они говорят о разных языках общения. Обращаю внимание читателей на то, что дети, еще незнакомые с зоопсихологией, тем не менее из своего личного опыта наблюдений на даче, в лесу, в дельфинарии отмечают, что животные и птицы общаются, но на своем языке.
«А как же традиционное обучение слоговому чтению? – спросит встревоженный дедушка, обучавшийся в первом классе в середине прошлого века. – Не уйдет ли в тень эта сторона обучения, будучи подмененной общими абстрактными рассуждениями о коммуникациях людей и зверей?»
Спешу успокоить своего озабоченного ровесника. Дети естественно и органично подходят к сердцевине урока. Старый как мир методический прием. Тыльной стороной кисти учитель, а следом за ним и дети, поддерживает подбородок, произнося: «ма-ма», «де-душ-ка», «ро-ди-те-ли». К слову сказать, когда поборники инновационной шизофрении утверждают, что урок, которому уже четыреста лет, устарел и поэтому от него надо отказаться, я отвечаю весьма просто: «Колесо еще древнее, но современные автомобили до сих пор используют эту архаичную деталь». Применяя разумное новое, мы не должны отказываться от проверенных временем методик обучения. Это и будет оптимальным сочетанием традиций и новаторства.
Однако дети начинают уставать, внимание их падает. Необходима физкультминутка. Но это не формальное «растягивание на четыре счета» типа производственной гимнастики для взрослых. Опытный учитель умудряется так организовать физкультпаузу, что и она работает на содержание данного урока. По команде учителя все вытягивают руки над головой. Во время произнесения педагогом слов по слогам дети должны хлопать в ладоши. Один слог – один раз, два слога – два раза, три слога – три раза. Учение с увлечением продолжается.
Дети расслабились, внимание восстановлено, можно продолжать урок. На интерактивной доске животные и птицы, а под ними квадратики по числу слогов. «Дети, что это за квадратики?» – спрашивает учитель. «Слоги», – догадываются первоклассники. «Нет, – поправляет их педагог, – это не слоги, а схема слова». Глубочайшая мысль, ибо она подготавливает развитие абстрактного мышления у ребенка. После чего учитель переключает своих питомцев на работу с учебником, в котором они заполняют таблицы необходимыми слогами.
Но они вновь начинают уставать, необходима пауза. И тогда педагог дает новую установку детям. Она предупреждает о том, что будет произносить команды «руки вверх», «руки в стороны», «руки вниз». Но ее собственные движения не будут совпадать с голосовыми командами и даже им противоречить. Первоклассники должны будут повторять движения учителя, не обращая внимания на слова. Прием не нов, он используется во всем мире вот уже пятьдесят лет и способствует концентрации внимания ребенка.
После очередной паузы дети приступают к самому важному заданию. На столе у них конверты, в которых лежат рассыпанные слоги. Каждой команде предстоит создавать текст, который состоит из предложений. Предварительно педагог дает упражнения, позволяющие детям убедиться в том, что хаотичный набор слов не составит предложение, ибо утрачивается его смысл. То же и с текстом сказки в целом, поскольку любая сказка имеет начало, продолжение и конец. После чего дети по группам приступают к созданию текста. В каждой группе идет дискуссия. В классе необходимый рабочий шум, гораздо более продуктивный, нежели так называемая железная дисциплина, воспитывающая не творческую личность, а послушного исполнителя.
Но тут наступает самый интересный момент, где дети могут проявить творческую инициативу. На плазме демонстрируется небольшой фрагмент мультфильма «Кот в сапогах». Небольшой, потому что есть опасность испортить детям зрение от длительной работы с экраном монитора. В демонстрируемом фрагменте герой жалуется коту: «Вот незадача! После смерти отца всем братьям досталась вполне приличная часть наследства, а мне только ты. Чем же я тебя буду кормить?» В творческом задании детям предлагалось по своему желанию придумать новый персонаж сказки. Руку поднимает маленькая девочка: «Я не понимаю, как можно делить наследство без присутствия нотариуса?» Ее реакция понятна, у нее мама – нотариус. Так в старинной сказке появляется новый персонаж.
Ура! Первоклассники всех групп успешно справились со сложным заданием. В финале урока их ждет приятный сюрприз.
Им предлагается открыть желтый конверт, в котором веселые, улыбающиеся колобки на магнитиках. У всех детей прекрасное настроение, они устремляются к магнитной доске, прикрепляя к ней колобков. Милые дети непосредственны. По дороге один мальчик обнимает учительницу, прижимаясь к ней. Улыбаются дети, расплывается в улыбке педагог, напоминая выражением лица колобка. Почти все первоклассники благодарят учителя за урок.
Наступает мой выход. Я благодарю педагога за выполнение сложной работы. И тут встает мальчик и, протягивая мне ладонь для рукопожатия, глядя мне прямо в глаза, произносит: «А вы нам тоже понравились!» Ей же богу, такая оценка дорогого стоит.
Почему я столь подробно описал этот урок? Он записывался на камеру и, разумеется, будет разослан в семьи детей этого класса. Родители, бабушки и дедушки будут иметь повод похвалить своих детей, чем, безусловно, повысят их самооценку и мотивацию к учению. А еще, посмотрев видеозапись, получив представление о современном уроке, старшее поколение перестанет опираться в своих суждениях о современном образовании на страхи, слухи и фобии, почерпнутые из собственного опыта прошлого века.
На этом уроке мы наблюдали детей в самом начале школьного марафона. А теперь перенесемся в старшую школу, где современная дидактика являет свое новое, молодое лицо. В данном конкретном случае это открытое, с широкой улыбкой лицо атлетически сложенного выпускника, который публично защищает свой проект. Суть проекта в разработке специального устройства для облегчения коммуникации детям, имеющим речевые проблемы. Устройство работает на базе любого гаджета. Насколько мне известно, аналогов такого устройства нет. Его уже завтра можно использовать в детских садах и начальных школах, в госпитальных школах при больницах. Везде, где есть дети с речевыми проблемами. Защита происходит публично, поэтому нужно быть готовым к ответам на любые, даже провокационные, вопросы. Один из таких вопросов последовал немедленно: «А не затормозит ли работа с гаджетом речевое развитие таких детей, ибо никакой прибор не заменит живого педагога?» Ответ: «Какая форма общения будет доминировать в работе с ребенком, решать врачам и логопедам. Ваш вопрос не по адресу, поскольку я отвечаю за разработку и внедрение в практику своего устройства».
Неожиданно в защиту старших школьников вторгается Оля, пятиклассница. Она разработала проект, продуктом которого является световая дорожка, облегчающая людям переход улиц в темное время суток. Как только зажигается зеленый огонек светофора, вспыхивает зеленая дорожка, пересекающая улицу. Проект выполнен из фанеры! Поэтому он дешевый. Пятиклассница мыслит в категориях соотношения цены и качества.
Но молодая дидактика не чурается накопленного веками опыта. С молодости был влюблен в рок-группу ДДТ Юрия Шевчука. Иду на откровенный плагиат, заимствуя у БГ аббревиатуру ДДТ. ДДТ здесь: дифирамб – дидактика – театр.
Театр всего лишь оптимальная форма трансляции ценностей и смыслов культуры. Между прочим, это отлично понимала Екатерина Великая, которая вводила в кадетском корпусе обязательные театральные постановки, занятия музыкой и танцами, считая их инструментом сохранения нравственности даже в самых неблагоприятных обстоятельствах. «Может случиться, что ты будешь стоять на квартирах в каком-нибудь уединенном месте, где не будет никакого общества, никакого рассеяния. Вместо того чтоб для рассеяния играть в карты или болтать вздор, ты найдешь приятное препровождение времени в музыке, доставляя удовольствие и себе, и другим. Это может отвлечь тебя от дурного общества, в котором приобретаются дурные привычки и склонности».
Такова современная дидактика, дифирамб которой я пою.
Евгений ЯМБУРГ
Комментарии