Как бороться с волной раздражения
Среди отрицательных сторон своей профессии (помимо таких “традиционных”, как низкая заработная плата и чрезмерная учебная нагрузка) учителя отмечали несколько возросшую в последнее время недисциплинированность, а иногда и прямую грубость со стороны учеников. Во всем этом учитель слышит завуалированное оскорбление в свой адрес.
Как-то довелось наблюдать такую картину: хулиган-восьмиклассник дал подзатыльник пятиклашке. Увидевшая это учительница сделала то же самое по отношению к хулигану, спросив его при этом: “Ну и как тебе?”. “А чего? Нормально!” – ответил тот и спокойно ушел. В дальнейшем учительница призналась, что чувствовала неправильность своего поступка, но “а как же еще с ним поступать, если он слов не понимает!”
Подобная “неизбежность” негативных факторов в профессиональной деятельности учителя вызывает необходимость защиты психологического здоровья педагога-профессионала. Мы предлагаем варианты, которые могут быть достаточно полезны, так как они сравнительно универсальны. Речь пойдет о прямых и косвенных способах реагирования на отклоняющееся поведение учащегося. Примерами прямых способов могут являться суждения типа “ты прав”, “ты не прав”, оценочные суждения “плохо”, “хорошо” и т.д. Примерами косвенных способов – встречный вопрос, “психологическое поглаживание”, активное слушание, переключение на значимую деятельность.
Весьма эффективен встречный вопрос, задаваемый как бы “невпопад”, когда на грубость отвечают не грубостью, а вниманием: “Что это сегодня с твоим костюмом?.. Как ты себя чувствуешь? Ты внезапно так побледнел…”.
Частичное соглашение, спокойный голос, этическая выдержанность при возникшем конфликте поднимут вас в ваших глазах и в глазах учеников. (Для взрослого человека мне видятся такие-то шаги… Я могу тебя понять, такое может быть с каждым, но…).
Для многих педагогов проблемой становится высокий уровень эмпатии, способный привести к эмоциональному взрыву и быстрому “сгоранию”. Чтобы избежать этого, важно уметь сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), смотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать. В качестве способов защиты могут также быть использованы такие приемы, как формирование эмоционально значимого образа, слушание и остановка “волны раздражения”, использование приема “зато я…”.
Формирование эмоционально значимого образа предполагает мысленное погружение в “Уголок спокойствия”. Для аудиалов (см. “УГ” # 8) это может быть воспоминание и “внутреннее” слушание любимой мелодии, для визуалов – представление о приятном пейзаже, для кинестетов – ощущение движения во время прогулки и т.д. Борьба с “волной раздражения” предполагает умение “услышать” степень изменения личностной тревожности, понимание ее причины и применения способов остановки (например, внутренний приказ).
Педагогам, как правило, нравится прием “зато я…”, при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку. Например: “Да, я не проверил ваши работы, как обещал, зато я покажу вам сегодня интересный опыт…” и т.д.
Можно разрушить ореол “героя-нарушителя”, плюющего на пол, согласившись с его поступком (“Что ж, если ты хочешь учиться в заплеванной школе…”), а можно предоставить ему возможность словами подтвердить свой поступок (“Я правильно понял, что дома ты тоже так себя ведешь?..”). Как правило, далеко не все готовы подтвердить то, что произошло спонтанно.
Учителю часто приходится быть свидетелем, а иногда и участником школьных конфликтов. Каждый усвоил опыт реагирования в подобных ситуациях. Однако, если после завершения конфликта вы испытываете чувство недовольства собой, обиду, возможно, ваша защита недостаточно эффективна и стоит освоить новые способы.
Вадим РОДИОНОВ,
кандидат педагогических наук, директор Центра психосоциальной работы при консорциуме “Социальное здоровье России”
Комментарии