search
main
0

Погружение в прошлое. Научиться трогать глазами, видеть руками и чувствовать головой

Театральное и художественное (изобразительное) искусство – средство, которое способствует не только лучшему усвоению ребенком визуальных образов, развивает внимание и творческое воображение, но и побуждает юного человека заглянуть в себя, в свой внутренний мир. В решении этой задачи нет второстепенных моментов, все важно, в том числе и та атмосфера, под влиянием которой будет осуществляться этот творческий и развивающий процесс. В этом смысле музейная атмосфера имеет большую ценность, а в чем-то и решающее значение. Музей вообще, а Русский музей в Санкт-Петербурге в особенности, как хранилище не только материальных ценностей (картины, скульптуры, произведения малой формы и прикладного искусства, вещи разных эпох и т. д.), но и как средоточие культурного духа, как национальная культурная сокровищница, создает оптимальные условия для развития эстетических, нравственных и художественных представлений и потребностей.

Несколько лет назад в Русском музее в отделе по работе с детьми и подростками был создан кружок, получивший название «Путешествие по эпохам». Это, образно говоря, не только путешествие в глубь времен, в прошлое, в различные культурные миры русского искусства, но это еще и «путешествие к себе», которое дети совершают, занимаясь в этом кружке. На данный момент двумя педагогами (театральный педагог и художник-сценограф – научные сотрудники) разработана программа кружка, рассчитанная на два года обучения.Занятия с детьми в кружке «Путешествие по эпохам» проходят в нескольких направлениях, при этом мы используем как теоретические, познавательные методики (разумеется, в том объеме и виде, которые доступны юным кружковцам), так и практические, игровые и творческие задания, требующие от ребенка личного проживания той или иной культурной ситуации. При этом, как уже говорилось, мы стремимся комплексно использовать как искусство живописи, изобразительное искусство в целом, так и искусство театральное. Поэтому мы уже на самом начальном этапе предлагаем ребятам не только знакомство с теми или иными картинами, скульптурами, композициями, но и активно включаем в ход занятий театральные упражнения и игры, требующие не только созерцания, но и проживания. Это могут быть этюды типа «воссоздай картину», «фантазируй, что было до ее сюжета, а что будет после», «попробуй в этюдной форме выразить атмосферу или даже смысл изображенного» и т. д.Театральное прочтение изобразительных сюжетов помогает ребенку лучше погрузиться в материал, прочувствовать его и самому попытаться прожить его в предлагаемых образах и обстоятельствах. Художественный образ рождает другие образы – пластический и сценический. Точно таким же путем мы идем, предлагая детям «проживать» не только изобразительные сюжеты, но и различные бытовые, этнографические ситуации, при этом широко используем костюмы, различный реквизит, предметы быта разных эпох. Важно, чтобы дети самостоятельно готовили все необходимое для таких занятий. Разумеется, ребенок не способен полностью изготовить какой-либо костюм или предмет, но он может попытаться его нарисовать, вылепить из пластилина или глины, «одеть» самостоятельно сделанную куклу и т. д. Ценность такого рода занятий очевидна.Кроме театрализации детям предлагается заняться материально-художественным творчеством: создать макет крестьянской избы, дворца, нарисовать костюм выбранного персонажа определенной эпохи. В ходе занятий мы активно пользуемся игровыми приемами: дети совершают самостоятельные «путешествия» с маршрутными листами, отвечают на поставленные в них вопросы, внимательно изучают картины, рассматривают и стараются понять и объяснить себе и другим их детали. Это помогает завязать осмысленное общение, развивает способность говорить, владеть словом. На студийных занятиях используется дополнительный визуальный материал, чтобы более полно представить себе, как жили люди в разные времена. Таким образом, ребенок постигает культуру через созидание чего-либо конкретного, материального, связанного с культурой эпохи, через руки. Соединение физического действия, физической работы с художественными и историческими задачами рождает комплексность, целостность в познании и обретении навыков, в формировании вкусовых и культурных предпочтений и ориентаций ребенка.Еще один путь познания и театрального освоения – «проживание» музыкальных произведений, звукового ряда эпохи. Это может быть «озвучивание» детьми той или иной картины, подбор или даже сочинение ими несложных мелодий, или же (от обратного) проигрывание каких-то театральных, этюдных ситуаций, навеянных музыкой эпохи.Большое значение мы придаем и воспитанию «телесных ощущений». Это, пожалуй, один из самых сложных, но и наиболее эффективных методов. Почувствовать и прожить ощущения того или иного времени, того или иного культурного слоя всем своим существом, пропустить его через себя – одна из вершинных задач развития. Ведь таким образом ребенок как бы погружается в культуру, быт и нравы, ощущая их как нечто близкое, собственное, как свое «я», но «я» культурное, эстетически присвоенное. Не могу сказать, что все на этом пути нам уже удалось, но некоторые результаты мы видим, и это обнадеживает и заставляет двигаться дальше, тем более что дети проявляют большой интерес к подобного рода заданиям и упражнениям. Большую помощь в этом смысле нам оказывают пластические и танцевальные занятия, где дети знакомятся с культурными традициями той или иной эпохи, с народным и светским танцевальным этикетом. Кстати говоря, в ряд упражнений входят и театральные этюды, отражающие основные поведенческие модели (этикет) разных эпох. Кружок «Путешествие по эпохам» – это не только знакомство с жизнью, бытом, костюмом, культурой людей разных эпох, отраженных в картинах русских художников. Дети также смогут окунуться в атмосферу прошлых веков с помощью отрывков из фильмов, это также способствует более целостному восприятию образов эпохи и развитию у детей представления о прошлом. Широкий спектр компьютерных технологий дает возможность более полно представить себе, как создавались произведения в период новых исканий художников.Нельзя не сказать и о главном музейном методе – экскурсиях. Экскурсия по Русскому музею – это всегда событие. Именно так мы и относимся к нему, готовя детей к знакомству с тем или иным разделом огромной и бесценной в культурном плане экспозиции нашего музея. Уделяя большое внимание художественному наследию прошлого, мы также активно приобщаем детей и к современному искусству. В ходе таких экскурсий (а их целый цикл) вместе с детьми мы пытаемся понять, что такое образ, как он рождается, каковы законы построения образа в разных видах искусства, то есть делаем попытку перевести наше общение с детьми на новый, смысловой, понятийный уровень.Различные формы творческой работы способствуют более целостному восприятию мира художественных образов и развитию у детей представления о новом искусстве. В наших планах постановка с детьми небольшого спектакля, который в органичной театрально-игровой форме соединит в себе познания и умения детей, результаты их творческой работы и новые представления, мысли и чувства, обретенные на занятиях кружка  «Путешествие по эпохам». Не исключаем мы также в некоторой перспективе и создание фильма на эту тему. В ходе такой работы мы намерены более активно и тесно сотрудничать с родителями наших кружковцев, чье участие в развитии детей неоценимо.Резюмируя сказанное, хотела бы остановиться на задачах, которые стоят перед нами в работе с детьми. Для краткости изложения перечислю их в виде небольшого списка, который, быть может, сделает более ясными не только формы, которые присутствуют в нашей работе с детьми, но и внутренние механизмы или императивы, которые управляют всей нашей творческой и педагогической деятельностью в кружке «Путешествие по эпохам».  Задачи педагогические- Сформировать шкалу ценностей и позволить детям самим делать осознанный выбор.- Способствовать развитию ответственности за содержание своего внутреннего мира, за его создание.- Сформировать понимание, что быть самим собой, свободно выбирать и есть радость в искусстве и жизни.- Формировать способность верить в себя, в свою уникальность.- Развивать умение делиться своим внутренним миром, пониманием жизни и искусства.Задачи психологические- Избавление от страха выражать себя.- Не бояться проявления своего внутреннего мира в искусстве.- Не «прятаться». Не закрываться. Не бояться.- Научиться видеть и слышать то, что подвластно только тебе.- Научиться трогать глазами, видеть руками и чувствовать головой.- Быть со всеми одному и без всех со всеми.- Научиться быть «пустым».- Научиться подлинности во всем – в мыслях, движении, слове.- Рисовать и играть своим внутренним миром.- Расширять сознание, выходить за пределы привычного, возможного внутри себя.- Формировать образ жизни и мыслей, невозможный для других, но приемлемый и желанный для тебя.- Дать возможность влияния внутреннего мира на искусство.- Учиться забывать все на свете, чтобы быть здесь и сейчас.- Признавать, что внутренний мир и есть мир.- Видеть мир, людей глазами явлений, предметов.- Уметь воспринимать новое и находить причинно-следственные связи в новом.- Видеть все как в первый раз.- Пробуждать внутренний мир через органы чувств, тело.- Искусство – это прекрасно, когда ты радуешься.- Менять окружающий мир своим присутствием, своими мыслями и поступками, влиять на него.Мы рассматриваем занятия в кружке «Путешествие по эпохам» как один из важных инструментов и средств глубинного развития, которое позволит ребенку, а впоследствии  и взрослому уже человеку наиболее творчески, нравственно, продуктивно и гармонично выстроить свои собственные связи и взаимоотношения с миром в целом, с окружающими людьми и социумом, с самим собой.​Анастасия ЖУРОМСКАЯ, научный сотрудник Русского музея, руководитель кружка «Путешествие по эпохам»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте