search
main
0

Погружение в музыку. Как научиться слышать мир

​Пожалуй, каждому ребенку, любящему петь и танцевать, хочется стать настоящим артистом. Самому чаду не приходит в голову, что это непростой путь, в котором не последнюю роль играют природные данные. Но и их наличие не является стопроцентной гарантией успеха. Нелегкий труд с ранних лет, совершенно недетские нагрузки, колоссальный объем новых знаний, ответственность – вот лишь часть вложений в настоящую артистическую жизнь.

Детский музыкальный театр «Домисолька» – уникальное в своем роде учреждение дополнительного образования, в котором у детей есть детство. При этом для ребят создается творческое пространство, позволяющее сформировать профессиональные навыки, не ломая естественной тяги к игре и импровизации. Образовательные программы представляют собой пакет дисциплин, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка.Роль преподавателя «Домисольки» сложнее, чем просто роль проводника от предмета к ученику: учитель здесь и высокий профессионал, и аниматор, и опекающий наставник, и просто друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и поддержкой. Так происходит, потому что главной ценностью для руководителей и педагогов «Домисольки» становятся интересы ребенка. Если глаза горят, а настроение на подъеме, значит, все происходит как надо!Одним из предметов, направленных на формирование музыкальной среды ребенка, является сольфеджио. Следует отметить, что развитие методики преподавания сольфеджио в России характеризуется существованием различных направлений. Наиболее четко этот процесс вырисовывается в тенденциях преобразования предмета в конце XX – начале XXI в. Заметно это прежде всего в стремлении отойти от схоластических, наукообразных методов воздействия преподавателя на аудиторию потенциальных музыкантов. В связи с этим постоянно ведутся интенсивные поиски новых форм музыкального образования, развития слухового сознания, а соответственно и методов обучения. Одна из наиболее адаптированных форм предмета, попадающая под широкий запрос со стороны обучающихся, занимающихся музыкой исключительно ради общего развития и не ставящих в качестве цели получение профессионального музыкального образования, – музыкальная грамота. Эта дисциплина тренирует способность воспринимать музыку, дает возможность приобрести простейшие исполнительские навыки и усвоить базовые теоретические знания.В стенах «Домисольки» сольфеджио – предмет многоуровневый. Для детей младшего дошкольного возраста предлагается блок «Основы нотной грамоты», в котором в форму сказки вплетаются базовые понятия о мире музыкальных звуков. Начинающий музыкант уже в три года обретает возможность прикосновения к музыкальной культуре в различных ее проявлениях, не лишаясь основной своей деятельности – познания окружающей действительности через игру. При этом юный ученик знакомится не только с академической музыкой, но и с джазом, эстрадой, фольклором. Нарабатывая слуховой опыт, расширяя горизонты своих познаний о музыкальном мире, ребенок открывает в себе новые возможности самовыражения.В чем же заключается принципиальное отличие от музыкальных школ? Почему большинство детей, относящихся к традиционному сольфеджио как к наитяжелейшему и скучному предмету, с удовольствием бегут на «Веселое сольфеджио» в «Домисольке»?Причин тому несколько. Первая из них – интересно составленные образовательные программы, способные обеспечить дифференцированный подход на практике, а не только на бумаге.Любознательные четырехлетние артисты уже в этом возрасте проявляют себя ярко и темпераментно. Кто-то живо реагирует на музыкальные тембры, кого-то одолевают художественные образы, в головах некоторых всплывают ассоциации из других сфер, кто-то откликается на музыку непрерывным движением. И все это учитывает преподаватель. Из этой калейдоскопичности складываются талантливые композиции, облаченные в форму урока. Преподаватель становится настоящим волшебником!Вы когда-нибудь видели, чтобы ребенок огорчался, если его не спросили? Чтобы он нетерпеливо подпрыгивал, желая проверить свои силы в непростой для себя области и выступить с ответом на заковыристый вопрос?Не забуду историю о том, как четырехлетний мальчик, нехотя покидая кабинет сольфеджио, сказал:- Я бы занимался этим вечность! Это лучше мультика про «тачки»!Важно и то, что урок содержит в себе импровизационный компонент, позволяющий гибко представлять материал в связи с той реальностью, которая окружает и привлекает детей.Забавный случай произошел однажды на уроке с пятилетками. Один из малышей, увидев на стене изображения известных композиторов, остановил взгляд на портрете Петра Ильича Чайковского. Преподаватель быстро перевел тему о положении нот на нотном стане к возможности их практического применения. Детям очень понравилось, что немало композиторов сочиняло музыку специально для них, не только для слушания, но и для самостоятельного исполнения. Стало быть, можно было не только записать музыкальную мысль, но и разгадать, что именно придумано сочинителем. Конечно, детей ждал увлекательный рассказ о Петре Ильиче Чайковском и о «Детском альбоме». И тут тот самый паренек, который живо интересовался повествованием, провозгласил на всю аудиторию:- А я знаю в Москве целую станцию метро, которая названа в честь этого композитора, – «Площадь Ильича»!Вторая причина повышенного интереса учащихся к предмету – хорошее материально-техническое оснащение, отвечающее современным требованиям. На уроках применяются технические средства обеспечения, позволяющие тренировать музыкальный слух. Интерактивный экран подкрепляет визуальный ряд, а возможность комбинировать зрительные впечатления со звуком делает данную технологию более эффективной, чем обычные наглядные пособия. С огромным удовольствием ребята практикуются в специальных программах-тренажерах, развивая мелодический, гармонический и тембровый слух, метроритмическое чувство.- Спортсмены качают мышцы, а мы – уши! – так смешно прокомментировала пятилетняя девочка эти занятия.Также активно используется детская перкуссия. Ребята учатся действовать не только по заданному алгоритму, но и могут импровизировать, создавая живое музыкальное полотно. Отталкиваясь от смысла вокального материала, ребята прямо на ходу рождают ритмические партитуры, которые тут же учатся фиксировать. И вот из шумовой массы рождается настоящий оркестрик. Дети ощущают себя творцами и рвутся к новым экспериментам.Третья причина яркости уроков нотной грамоты и сольфеджио в «Домисольке» – гибкость педагогов в выборе музыкального материала. Преподаватели сочиняют под конкретных детей интереснейшие музыкальные сценарии, песни, рифмовки. Подстраиваясь под общий темперамент группы, под преобладающий способ восприятия информации, варьируя педагогические приемы, учителям удается избегать рутинности и обеспечивать максимально личностный подход.Нельзя не отметить и грамотно проводимую работу с родителями: в отличие от общеобразовательных или музыкальных школ в «Домисольке» родитель – участник творческого процесса. Он не просто осуществляет выбор деятельности вместо ребенка, не просто выполняет контролирующую функцию, но и вовлекается в сотворчество. Специально для этого педагогами детского музыкального театра разрабатываются видеоуроки, в которых в доступной для родителей и учеников форме представлены основные музыкально-теоретические понятия, а также предложены упражнения, направленные на автоматизацию в домашних условиях полученных навыков.В настоящее время в детском музыкальном театре ведут свою профессиональную деятельность три специалиста. Это три разных темперамента, три отличающиеся методики, сопрягающиеся в главном – в ориентации на сам процесс прежде, чем на его итог. Несомненный плюс этого – возможность удовлетворить интересы и особенности каждого подопечного. Именно в раннем возрасте важнее полюбить предмет, чем продемонстрировать наработанные навыки или постигнуть пока еще абстрактные для ребенка понятия, которые маленький человечек не может применить на практике. Зато впоследствии детям гораздо легче даются формы работ, применяемые на уроках сольфеджио в старшем дошкольном и раннем школьном возрасте. И здесь естественным образом акцент в учебном процессе смещается на результат. Выработанный положительный эмоциональный фон становится важной движущей силой в освоении дисциплины на более серьезном уровне.Природные данные обучающихся, попадающих на прослушивание в детский музыкальный театр, решающего значения не имеют: и для деток с особыми возможностями здоровья здесь находится место. Смысл прослушивания заключается в выборе наиболее комфортных условий для реализации творческого потенциала ребенка. Самое главное – желание петь и творить!Но как же при таком подходе добиваться высоких результатов, достойных крупнейших сценических площадок нашей страны? (Да и не только нашей.)Секрет в том, что безоценочная система позволяет каждому ребенку расти над собой, а не гнаться за неким эталонным результатом. Поддержка со стороны педагогов обеспечивает крылья за спиной любознательному артисту, даже если изначально его возможности весьма скромны.

Педагоги «Домисольки» уверены, что научить можно всех. Слух развивается. Это вопрос времени.

Дарья ГАЛКИНА, педагог дополнительного образования детского музыкального театра «Домисолька»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте