search
main
0

Погружение в искусство

Театр - мир, где оживают чувства

Некоторое время назад меня заинтересовало рассуждение доктора психологических наук Вилена Чудновского «Коварство ра­зума», опубликованное в «Литературной газете». Он рассказывал о проведенном конкурсе сочинений среди старшеклассников санкт-петербургских школ на тему «Будущее, в котором хочется жить». «Из заключения жюри: «Настораживает отсутствие будущего. Как будто нынешнее поколение идет в пустоту, не представляя ни что их ждет, ни какими они станут».

Существующие реалии действительности таковы, что за быстротечным ритмом жизни современные школьники зачастую не успевают многое доделать, договорить, разобраться в чувствах по отношению к себе и окружающим. Они все больше вовлекаются в круговорот событий повседневной жизни в школе и за ее пределами, основательно погружаясь в мир гаджетов и искусственного интеллекта. По моему глубокому убеждению, островком бытия, где истинные чувства оживают, где нет суеты, а есть пролонгированное действие различных моральных ориентиров, является театр, который дает колоссальные возможности для раскрытия духовно-нравственного потенциала человека.

Заинтересовавшись этой темой, я приняла решение поручить ребятам моего класса создать такое пространство, которое бы работало на формирование, укрепление и сохранение духовно-нравственного здоровья. Выбор пал на театр. И это не случайно. Несколько лет назад я приняла участие в создании и апробации проекта «Воспитание сценой», который впоследствии стал победителем Всероссийского конкурса «Образовательный потенциал России», участником Международной конференции по теме «Аксиологический подход в образовании: теория и практика» (по теме «Развитие творческого потенциала учащихся – приоритетные ценности современного педагога»). Постепенно было сформировано сообщество школьников, небезразличных к театральному искусству. Работа началась с участия во Всероссийском конкурсе сочинений «Можно ли жить без искусства?», инициированном артистом театра и кино Леонидом Ярмольником и генеральным директором ГЦТМ имени А.А.Бахрушина Дмитрием Родионовым. По итогам конкурса лучшие сочинения российских детей были опубликованы в одноименном сборнике. Руководитель Бахрушинского центра отметил в статье «Подношение просветителю», что, если ученики пишут о том, что искусство напоминает им о совести, значит, недаром они проводят время на уроках: «Духовные запросы определяются в школе, в обществе сверстников. Учителя знают, что из подростков формируются поколения». Затем были созданы клубы друзей театрального музея в Москве, Ульяновске, Минске, Республике Хакасия, началась работа с учащимися, которым интересно искусство. Мной был разработан план занятий на год, велся дневник. Через год я выступила с защитой данного проекта на первом семинаре руководителей бахрушинских кружков. Этот проект реализуется четвертый год в моем классе.

В рамках проекта «Воспитание сценой» с 5‑го по 8‑й класс была проделана большая и плодотворная работа. Для пятиклассников было очень интересно участвовать в постановках мини-спектаклей «Муха-Цокотуха», «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени». Став постарше, ребята со мной стали изучать теорию театрального искусства в рамках кружка «Театр как образ жизни». Мы открыли выставку: делали макеты сцен, рисовали театральные костюмы, изготавливали театральные маски, писали статьи об участии в театральном проекте в газете, которую выпускали в классе. Мы побывали в музеях театрального искусства: в ГЦТМ имени А.А.Бахрушина, в доме драматурга А.Н.Островского, в доме актера М.С.Щепкина, в квартире театрального сценографа Д.Л.Боровского-Бродского. В 7-8‑х классах погружение ребят в театральную атмосферу продолжилось с помощью регулярных культурных походов в театры Москвы. За 2022-2023 учебный год мы посетили:

1) спектакль по мотивам детектива Бориса Акунина «Приключения Фандорина»;

2) мюзикл по мотивам романа в стихах А.С.Пушкина «Онегин»;

3) спектакль по пьесе А.П.Чехова «Дядя Ваня»;

4) спектакль «Хлебзавод» в рамках детско-юношеского фестиваля;

5) спектакль по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

6) мюзикл и спектакль по мотивам рассказа Н.В.Гоголя «Вий»;

7) спектакль «Прекрасное далеко»;

8) спектакль по рассказу Б.Лавренева «Сорок первый».

Ребята с удовольствием делились своими впечатлениями, писали отзывы. Все просмотренные спектакли давали обширный материал для проведения классных часов на духовно-нравственные темы. Также спектакли, которые мы посетили в этом учебном году, помогли ребятам в усвоении учебной программы по литературе, из содержания просмотренных спектаклей мы брали аргументы для написания сочинений формата ОГЭ (для сочинения 9.3 аргументами из жизненного опыта стали примеры из театральных постановок).

На мой взгляд, проект объединил не просто любителей искусства, он стал личностно ориентированным. У ребят, по моему мнению, появился тот самый смысл бытия – не погрязнуть в безразличии, в безнравственности, а на какое-то время уйти из мира гаджетов. Проект сплотил моих учеников, обогатив их внутреннюю культуру.

А еще наш класс получил благодарственное письмо от руководства Московского Губернского театра Сергея Безрукова «За высокий уровень зрительской культуры, неравнодушное отношение к театру, вклад в воспитание подрастающего поколения».

Анна АНТОНОВА, учитель русского языка и литературы школы №2101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте