Центр художественного образования сегодня – это более 3000 обучающихся от 4 до 18 лет и более 100 разнообразных программ. Для юных москвичей здесь представлены кружки и секции, связанные с изобразительным и декоративно-прикладным творчеством, объемно-пространственным моделированием, искусством моды и дизайном, литературным творчеством и художественным словом, народным и эстрадным вокалом и танцевальным жанром.
В своих воспоминаниях многие наши выпускники пишут, что Дворец пионеров спас их от «праздности, а порой и криминала улицы», дал возможность найти себя и свое будущее призвание. Художественно-эстетическое воспитание детей всегда было содержанием деятельности Московского дворца пионеров. Оно формировало у детей образное мышление, эстетический вкус в восприятии окружающего мира, прививало им духовные и культурные ценности.
Я сама пришла в отдел художественного творчества в 1979 году. Я застала еще «старое поколение» педагогов, пришедшее из Дома пионеров на улице Стопани. В отделе была творческая атмосфера, «погружение» в искусство, пример высокой самоотдачи и любви к детям.
Театр юных москвичей (ТЮМ) в конце 1970‑х годов возглавляла Евгения Васильевна Галкина – педагог от Бога, внимательная, заботливая, при этом строгая и требовательная. Для многих ребят она была второй мамой. Когда ее выросшие ученики теперь приходят на вечер встречи выпускников, я вижу и слышу, с каким теплом и благодарностью они вспоминают годы, проведенные в ТЮМе. Главным режиссером был Валентин Николаевич Петухов. Если Галкина была приверженцем классического репертуара, а ее любимым автором был Михаил Чехов, то Петухов, наоборот, стремился ставить на сцене более современных драматургов, постоянно что-то искал, творил. При нем появились спектакли по произведениям Бориса Васильева, Евгения Евтушенко. Тандем Галкиной и Петухова был очень гармоничным. Они здорово друг друга дополняли. И работать с ними было одно удовольствие.
Не могу не рассказать о педагогах студии художественного слова. Они были очень неординарными преподавателями. Каждый из них обладал собственным педагогическим почерком. Евгения Васильевна Ростова во время войны участвовала в работе агитбригад, много выступала на фронте перед нашими бойцами, в госпиталях – перед ранеными. Признаюсь, между собой мы ее называли «баронессой». Она умела себя держать, красиво одевалась, любила принимать знаки внимания. На нас она за это прозвище не обижалась. Наверное, оно ей даже льстило. Евгения Васильевна очень вдумчиво и серьезно относилась к литературе.
Ее любимыми авторами были Толстой и Чехов. Материал для каждого своего ученика она подбирала очень тщательно. Зато ее вечера были не просто концертами чтецов. На них всегда создавалась музыкально-литературная композиция, завораживающий спектакль. А вот Мария Леоновна Легран пришла к нам из Театра Маяковского. Она, в свою очередь, серьезно следила за манерой исполнения ее учениками. Она обучала детей технике речи. Сначала требовала внимательного прочтения текста, а только потом его заучивания. С ребятами младших возрастов занималась Людмила Семеновна Демидова, сама в прошлом воспитанница Дворца, выпускница студии Анны Бовшек. Все детские музыкальные композиции она составляла сама: подбирала материал, готовила сценарий, режиссировала. Ее коллектив часто приглашался на правительственные приветственные концерты, нередко вместе с «локтевцами».
В 1981 году к нам из мастерской ВГИКА Михаила Ромма пришла Лариса Николаевна Блинова. Она работала с дошкольниками, старалась дать каждому ребенку возможность самовыразиться, медленно и тщательно искала индивидуальный подход к каждому. Постепенно у нас создавалась школа комплексного развития детей дошкольного возраста «Пингвин». Формы учебно-игровой, учебно-познавательной деятельности и методы их реализации становились определяющим в развитии малышей.
На момент моего прихода в отдел студия бального танца осталась без руководителя, и старшие девочки во главе с Галиной Сычевой стали реальными организаторами деятельности студии (вот оно реальное самоуправление). В дальнейшем Галина Анатольевна стала ее ведущим педагогом. А мы пригласили возглавить студию замечательного педагога Алексея Федоровича Кочеткова. Его отличительной особенностью были организованность и фундаментальное владение методикой преподавания. Каждое его занятие можно назвать идеальным уроком. При нем наряду с общими группами бального танца в студии появились ансамблевые группы. И это уже было «высшим пилотажем» – таких групп в Москве еще не было нигде. По инициативе Алексея Федоровича мы начали проводить городские конкурсы бального танца. Они проходили на площадке концертного зала и всегда привлекали большое внимание. Уже в 1990‑х годах это направление перешло в статус спортивного танца, и коллектив перевели в отдел спорта. Но важно, что в нем сохраняется традиция преемственности: ученики становятся преподавателями коллектива на протяжении всех этих десятилетий. Галина Анатольевна Сычева сменила Алексея Федоровича, и также после него возглавила Ассоциацию бальных танцев в Москве.
В отделе работала замечательная студия декоративно-прикладного творчества. В ней были кружки разных видов декоративно-прикладного искусства: вышивка, кружевоплетение, мягкая игрушка, вязание, конструирование и моделирование одежды, бисероплетение. Вначале ее возглавляла Валентина Степановна Стоянова, потом – Галина Алексеевна Листова. Галина Алексеевна внедрила новое направление кулинарии как культуры быта. Подходила к ней не утилитарно, а искренне и творчески. Использование старинных традиций русских пекарей, сервировка стола, правила этикета – этот ее подход быстро стал популярным.
Еще в 1960‑е годы во Дворец пришла Ольга Степановна Молотобарова -профессиональный художник-прикладник. Она сначала работала педагогом, потом стала заведующей студией. Рядом с Ольгой Степановной работали талантливые педагоги: Нина Саватьевна Сафронова, Марина Александровна Руб, Лариса Михайловна Магай, Любовь Николаевна Сапонова, Марина Александровна Голубева, Людмила Семеновна Пучкова. В работе Ольга Степановна всегда обращалась к истокам народного мастерства. Она великолепно владела искусством плетения кружева на коклюшках и умела передать эти навыки детям. Ольга Степановна придерживалась позиции, что дети должны развиваться всесторонне, поэтому в программе ее кружков были экскурсии в музеи и на выставки, а также встречи с разными мастерами. Образовательная программа была построена так, что все учебные группы студии в течении учебного года изучали народное искусство одного региона России: Архангельскую область, Сибирь, Якутию, Поволжье и т. д. Каждый год формулировалась новая тема, связанная с народным творчеством той или иной части России. Организовывалась экспедиция, собирался материал, осваивалась техника исполнения, делались эскизы самостоятельной работы и создавались сами работы.
Студия изобразительного творчества отдела одна из первых начала свою работу во Дворце. Руководил ею в 30‑е годы заслуженный деятель искусств, художник А.М.Михайлов. Позже работали художник Л.А.Магницкая, скульптор А.В.Попов.
В 80‑х годах я пригласила на работу художника-педагога Янину Георгиевну Быкову, инициативного, творческого человека и руководителя. Ей удалось собрать блестящую команду художников и скульпторов в качестве педагогов. Это И.И.Волобуева – выпускница студии, О.Ю.Иродова, А.М.Павлюк – выпускник А.М.Попова, Л.Ф.Шалина, Д.И.Браславская, М.С.Голицын, Е.Н.Молчановская, О.В.Нисимова. Постепенно студия расширялась, появились новые направления изобразительного творчества: графика, керамика, батик. Студия не теряла связь с выпускниками, постоянно устраивались встречи и выставки выпускников, профессиональных художников. Среди них были: Б.Тальберг, А.Васнецов, В.Замков, Г. Франгунян, юная Надя Рушева и многие другие. Постоянно организовывались пленэры и выставки кружковцев.
Студия «Театр кукол» была создана Владимиром Михайловичем Штейном в 1958 году. Владимир Михайлович, ученик Е.В.Галкиной, как режиссер, работал с С.М.Образцовым, руководил театром кукол «Волшебная лампа». Много лет руководила коллективом Людмила Николаевна Овчинникова. Я немного работала с ней. Людмила Николаевна была активная, живая, вокруг нее всегда вились дети, со всеми она была приветлива, радостна, оптимистична. При Людмиле Николаевне ставились спектакли по классическим произведениям М.Е.Салтыкова-Щедрина, Д.И.Фонвизина, В.В.Маяковского. Для спектакля «Недоросль», например, изготавливались куклы в мастерских Театра Образцова. Потом они долгое время использовались на занятиях как наглядное пособие.
После ухода Людмилы Николаевны мы долго искали руководителя. Обратились к Штейну, который предложил нам свою ученицу, Елену Аркадьевну Плотникову. Елена Аркадьевна проработала многие годы в отделе. Она была не только художником и режиссером, но и прекрасным организатором учебного процесса. Понимаете, театр кукол – это синтетический вид искусства. Это и актерское мастерство, и сценическая речь, и сценическое движение, а также изготовление кукол и декораций. Визитной карточкой нашего театра стал спектакль «Сказка о потерянном времени» Е.Шварца. Каждое поколение учащихся ставит ее как как учебный спектакль, и он до сих пор в репертуаре. Сегодня в театре работают педагогами ученики Елены Аркадьевны – К.В.Прянишникова, Алена Муравьева. Вы заметили, что во всех коллективах наблюдается такая связь поколений?!
Театр юных москвичей с 1981 года возглавлял Александр Николаевич Тюкавкин. Профессиональный режиссер, ученик Марии Кнебель, преподаватель режиссерского факультета ГИТИСа. Нашла его и пригласила работать Г.Г.Стырова. Режиссером ТЮМа он проработал до 2001 года. С ним вместе работали педагоги В.А.Петухов, Т.М.Прялкина, Т.Ю.Ронами, Л.Н.Зверева, О.Ю.Цыганова, В.Шендерович, А.Угличин. Александр Николаевич к работе с детьми относился очень серьезно и профессионально. Каждому спектаклю предшествовала большая подготовительная работа. Он от каждого добивался полной отдачи. Если что-то не удавалось исполнителю он нервничал, ругался, кричал, уговаривал и так по кругу, пока не получал требуемый результат. Ребята, надо сказать, стойко переносили его взрывной характер, верили ему и шли за ним. Он создал сплоченную большую команду, с которой реализовывал свои самые сумасшедшие идеи. Поэтому у театра и был такой серьезный и глубокий репертуар, которому мог бы позавидовать и взрослый профессиональный театр. Ну, например, Э.Рязанов «Дорогая Елена Сергеевна» (реж. А.Н.Тюкавкин), Л.Разумовская «Завтра была война» (реж. Н.В.Бортник, А.Н.Тюкавкин), У.Голдинг «Повелитель мух» (реж. А.Н.Тюкавкин), Дж.Барри «Питер Пэн» (реж. Т.Прялкина), А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (реж. О.Н.Цыганова), «Лесная страшилка» (реж. Л.Н.Блинова, сценарий детей), У.Шекспир «Любовь? Любовь…Любовь!» (реж. Л.Н.Зверева) и др.
Литературный клуб «Зеленый шум» был организован В.И.Кудряшовой в 1937 году. С ней вместе работала поэт О.Высоцкая. Большой след у выпускников того времени оставили незабываемые встречи с известными писателями и поэтами Л.Касилем, С.Маршаком, К.Паустовским, И.Андронниковым и многими другими. Когда я пришла в отдел, этой студией руководила Ф.Т.Рукунова. Она была большим знатоком зарубежной литературы. Я запомнила ее интеллигентным уравновешенным человеком. Ф.Т.Рукунова была хорошим организатором литературных конкурсов. В последующие годы студией руководили Е.С.Абелюк, и Г.Е.Чамина. В студии работали прекрасные педагоги Н.В.Давыдова, Е.К.Комарова, О.Казмирчук. Хорошей традицией был регулярный выпуск Поэтических тетрадей с творческими работами детей. К 75‑летию литературной студии, например, вышел литературный альманах «Жили-были». С педагогами студии меня тесно связывает совместный проект по организации первого лицейского класса и дальнейшего развития гуманитарного факультета лицея.
Временем нестандартных начинаний и экспериментов в образовательной деятельности Дворца стали 1990‑е годы. Ярко и самобытно зазвучали такие творческие коллективы, как Театр моды «Василиса» (рук. Н.В.Воропаева), вокальная студия «Соловушка» (рук. Р.А.Жданова). В начале двухтысячных – ансамбль народной песни «Купавушка» (рук. Е.В.Карасева). В педагогический коллектив влились новые интересные педагоги. Наталье Васильевне Воропаевой (воспитанница О.С.Молотобаровой) удалось создать не просто театр моды, а уникальную, на мой взгляд, творческую мастерскую. Дети в ней не только учатся, но и выполняют все работы самостоятельно: начиная от проектирования костюма и заканчивая его эффектной сценической демонстрацией. Коллектив Натальи Васильевны до сих пор является лауреатом и победителем многих конкурсов и фестивалей. Каждое их выступление – это музыкально-хореографическая миниатюра. Палитра коллекций костюмов очень разнообразна: от народной стилизации и бытовой элегантности до космической фантазии и современного авангарда.
Коллектив «Соловушка» – это неповторимый соловей Дворца (так ласково его у нас называют). Широкий репертуар (классика, народные, советские и современные песни) и мастерство исполнения всегда вызывали восторженный отклик у любой аудитории. «Соловушка» всегда была значимым участником всех мероприятий Дворца. Потом многие выпускники студии посвящают свою профессиональную деятельность искусству вокала.
Национальный колорит, сценическая яркость, своеобразие исполнения – те черты, которые выделяют выступления «Купавушки». Благодаря творческому подходу и профессиональному мастерству Елены Валентиновны Карасевой, этот коллектив каждый раз раскрывает зрителю глубину души, юмор и озорство русского и славянских народов.
Наш отдел художественного творчества в 1990‑м году стал инициатором создания первого лицейского класса на базе литературной студии. Это была идея интеграции общего и дополнительного образования. Сначала наш проект был принят в штыки: мол, как так, на базе дополнительного образования появится новая общеобразовательная школа! Но в порядке эксперимента нам это сделать разрешили. Класс был прикреплен к близлежащей 192‑й школе, где нас любезно и «приютили». Некоторое время он был классом этой школы. На следующий год мы уже набрали второй класс на базе студии изобразительного творчества. Через два года в здании Дворца был открыт лицей «Воробьевы горы», как структурное подразделение Дворца (в 1994 году лицей стал самостоятельным юридическим лицом). В его состав и вошли наши первоначальные классы. Нам разрешили составить учебный план самим, так, как мы его видели. Большое внимание мы уделили расширенным и углубленным курсам литературы, истории искусств, музыковедению, иностранным языкам – этим наше преподавание отличалось от стандартного учебного школьного плана. Основой педагогического состава стали педагоги нашей студии: Наталья Владимировна Давыдова, автор программы древнерусской литературы (впоследствии ею был написан учебник «Евангелие и древнерусская литература»), Евгения Семеновна Абелюк, автор курса по мифологии (она написала потом не один учебник по литературе для средней и старшей школы, книгу «Миф или сказка»), Галина Ефремовна Чамина (первый классный руководитель), заведующая студией литературного творчества и педагог (ее методика работы с начинающими всегда была эффективной, располагала к фантазии и творчеству).
Еще одно интересное дело было организовано по инициативе Ольги Степановны. В 1992 году нам удалось создать школу художественных ремесел с отделениями вышивки, кружева, росписи по ткани и по дереву. Обучение в школе проходило три-четыре года по комплексной программе, которая включала в себя базовые предметы и практические занятия. По окончании выдавались дипломы установленного образца с квалификацией мастера от Департамента образования. Многие выпускники этой школы впоследствии стали профессиональными художниками и мастерами.
По нашей совместной с А.Н.Тюкавкиным инициативе возникла идея проведения театральных фестивалей для детских театров. У нас тогда не было опыта и средств, но мы подключили возможные и невозможные ресурсы и проводили ежегодный фестиваль «Театральные каникулы», всероссийский и международный фестивали. В 2006 году родился театральный фестиваль «В добрый час!», посвященный драматургу В. Розову. Одним из инициаторов и организаторов фестиваля был художественный руководитель центра художественного образования С.В.Розов.
У нас в отделе была практика: на большое крупное дело подключался весь коллектив отдела. Так было и с этими фестивалями. Детский и педагогический коллективы ТЮМа были и организатором, и исполнителем, а замечательная команда детей – незаменимыми помощниками. В моем кабинете был штаб фестиваля, все роли были распределены. ТЮМ выезжал на гастроли по России, участвовал в различных театральных фестивалях за рубежом. Я бывала иногда в этих поездках и видела все как бы «из-за кулис».
90‑е-годы внесли и свои изменения в статус внешкольных учреждений. Дворец перестал быть учреждением внешкольной деятельности, как все дома пионеров в стране, и вошел с систему дополнительного образования. Новый статус требовал не только организации свободного времени детей, но и организации их системного обучения, воспитания и развития. Начался кропотливый процесс по разработке и внедрению многоуровневых образовательных предметных программ и критериев результативности их освоения, создание комплексных программ по разным направлениям деятельности.
Возьмем, например, театральное направление. Обучающийся должен освоить базовые дисциплины: актерское мастерство, сценическое движение и сценическую речь. После прохождения такой программы можно попасть в репертуарную группу. Уровни программы начинались от ознакомительных и заканчивались предпрофессиональными. Все это требовало разработки и внедрения нового методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения, а также совершенствования квалификации педагогов. В тоже время необходимо было избежать за всем этим ошибки – «выплеснуть самого ребенка вместе с водой», не оставив ему возможности свободного выбора, отражающего его интересы, не предложить ему траекторию индивидуального развития, в том числе возможности выбора профессии в будущем. Нашему педагогическому коллективу, как и коллективу Дворца, в целом, удалось избежать стандартизации и унификации образовательной деятельности. Таким образом создавалось новое образовательное поле центра. Были созданы методический совет и методический кабинет.
К началу 2000‑х в отделе художественного творчества была создана организационно-методологическая образовательная программа по развитию художественного образования в учреждении дополнительного образования «Наша земля – наше наследие». В ее разработке принимал участие большой творческий коллектив. Методические документы помогал создавать Николай Николаевич Лебедь, системный и одновременно инновационный методист. Активно участвовали в разработке программы Елена Евгеньевна Лебедева, Римма Тимофеевна Селиванова, Сергей Николаевич Розов, Ирина Николаевна Скворцова. Цель такой программы была в создании единых концептуальных педагогических и технологических подходов в реализации программ художественно-эстетической направленности, создании некого общего базового культурологического блока, подразумевающего в каждой предметной программе изучение истории своего направления и понимания ценности и места духовной культуры в жизни и созидательной деятельности.
В 2005 году отдел художественного творчества перешел в статус Центра художественного образования. Это не просто смена вывески. Данный переход был обусловлен объективными условиями и новыми задачами:
- выросло количество направлений деятельности, увеличилось количество детей в отделе, примерно 26% от общего количества во Дворце;
- во многих отделах частично или полностью использовались формы и содержание художественно-эстетической направленности, тем самым увеличился объем методической помощи со стороны отдела художественного творчества;
- расширилась доля учебно-исследовательской деятельности в реализации программ;
- на новый уровень вышла социокультурная деятельность Дворца, он стал активной городской площадкой для проведения мероприятий. Только один пример – Городской фестиваль детского художественного творчества «Юные таланты Московии» проводился по 30 жанрам: 13 из них вел отдел художественного творчества. А, это большая, многоплановая кропотливая работа: подготовка документов, методическое и организационное обеспечение городских конкурсов;
- вырос спрос на методические материалы отдела, на предметные программы в Москве и в других городах. Был создан сайт отдела для информации и для популяризации деятельности отдела;
- к тому времени была создана и действовала программа «Наша земля и наше наследие», которая стала концептуальной основой для деятельности отдела;
- успешно реализовывалась интеграционная система от дошкольного образования к общему (гимназические классы, лицейские классы). Все эти изменения давали основание к изменению статуса отдела.
Почти десятилетняя деятельность Центра художественного образования под моим руководством и профессиональной деятельностью коллег позволила:
– создать эффективную, постоянно развивающуюся систему художественного образования во Дворце;
– сформировать проектно-программное образовательное поле, реализующее эту систему;
– разработать и внедрить в практику систему организационно-методологического, методического и психолого-педагогического обеспечения не только программного поля, но индивидуальной траектории каждого учащегося, перспективу развития каждого педагога;
– создать и успешно реализовать модель интегративного образовательного процесса.
– стать центром притяжения в сфере художественного образования для образовательных учреждений и творческих коллективов как Москвы, так и ряда городов России.
Все это далеко не полно отражает деятельность центра по всем направлениям. Во Дворце издано много информационных и документальных материалов, более широко рассказывающих о деятельности Центра художественного образования.
Марина АЛЕШИНА, методист с 1971 г., заведующая учебной частью отдела художественного творчества с 1979 г., заведующая Центром художественного образования с 2005 г., заслуженный работник культуры РФ, лауреат гранта Москвы в области гуманитарных наук
Комментарии