search
main
0

Погружение в элективы. или Как использовать методы учебного проектирования

Особенностью нашего эксперимента было то, что мы начали предпрофильную подготовку не в девятом, а в восьмом классе. В девятом классе мы ввели одночасовой элективный курс вместо трех, как предлагает федеральная концепция, оставляя при этом в 8-м и 9-м классах профильное и углубленное изучение по основным предметам. Была разработана нормативная база муниципального эксперимента по предпрофильной подготовке: разработана своя концепция предпрофильной подготовки учащихся девятого класса, реализуемая на нашей экспериментальной площадке, создана учебная программа, а также «образовательная карта» образовательных учреждений Старорусского района.

Как гимназия мы функционируем с 2001 года на базе 10-й средней школы. Поскольку рождаемость низкая, то конкуренция за ученика в городе идет большая. В каждой школе есть класс углубленного изучения предмета, и это ужесточает конкурентную борьбу. Однако нашелся плюс: появилась возможность выхода со своими образовательными идеями и программами в другие образовательные учреждения.

Какие проблемы встали перед нами в ходе эксперимента? Мы не сталкивались с разработкой программ элективных курсов, поэтому пришлось разбираться, что такое элективные курсы и курсы по выбору, и чем они отличаются друг от друга. В итоге стало понятно, что элективные курсы в отличие от факультативов, существующих сейчас, обязательны для старшеклассников, так как позволяют снять противоречие между образовательными потребностями школьников и традиционным набором предметов, представленных в школе. В 8-9-х классах элективные курсы мы не вводили, а говорили о погружении в них. Погружение проходило через метод учебного проекта. Лучшие проекты переросли в исследовательские работы, и ребята выступили с ними на городской научно-практической конференции.

Образовательные учреждения города разработали элективные курсы внутри заявленных профилей, и ученики могли выбрать тот электив, которого не было в его собственной школе. Отсюда у нас возникло понятие сетевого взаимодействия.

Результатом предпрофильной подготовки, проводимой нами, стало привлечение в гимназию около двенадцати ребят из других школ и открытие благодаря этому информационно-технологического профильного класса.

В этом году предпрофильную подготовку мы перенесли в седьмой класс. Нами разработаны четыре модуля: информационный блок, диагностика в ходе предпрофильной подготовки, исследование познавательной сферы подростка, оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля в старшей школе. Далее погружение в элективные курсы, работа над проектами в рамках учебных триместров и профориентационная работа в рамках предпрофильной подготовки.

В 9-м классе работа по предпрофильной подготовке продолжается в виде элективных курсов, которые подтверждают те профили, что ребята уже выбрали.

В 10-м классе учебный план составлен с учетом БУПа и содержит три основные части: базовую, профильную и элективную. Профильные предметы мы продолжаем изучать на углубленном уровне по государственным программам, а за счет дополнительного финансирования введено 14 элективных курсов. Это дает учащимся право выбора и возможность деления класса на группы для осуществления проектной и исследовательской деятельности.

Профильное обучение у нас организовано с 1994 года и дает положительные результаты, что подтверждается выбором ребят дальнейшего профиля обучения при поступлении в вузы и учреждения среднего профессионального образования. В этом учебном году – стопроцентное поступление в вузы и ссузы. Из этих ста процентов 80% ребят поступили по профилю.

Наталья СУСЛЯКОВА, заместитель директора по УВР «Гимназии», Старая Русса, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте