search
main
0

Погружение

“Эффект княжны Алины” – это понятие ввел в педагогический обиход Владимир Караковский. Помните:

Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.

…Ровно год назад “круглый стол” по проблемам воспитания проходил не где-нибудь – в Третьяковской галерее. “Круглый стол” – не методическое совещание – жанр раздумий, размышлений, выявления тенденций.
Третьяковка – символично. В нашей ситуации идеологического вакуума культура – едва ли не единственное условие развития личности.
Так вот, об этом самом “эффекте”, упомянутом не ради красного словца. Приходит потихоньку понимание, что воспитание на адаптации, на переводе-пересказе уже не проходит. Что бесконечно проигрывать одни и те же стереотипы поведения, форм воспитательной работы – все равно что вливать молодое вино в старые мехи. Не проймешь этих современных изменившихся детей. И переломить нынешнюю российскую ситуацию “невоспитанного”, и темного, и страшного способна только культура. Причем живая, а не суррогатная, виртуальная.
…В прошлом учебном Товариществу передвижных выставок исполнилось 125 лет. “Я знаю, – говорил Владимир Абрамович, – что во всех школах поголовно пройдут мероприятия “по поводу”. Что ж, тут не нужно быть провидцем: это дело у нас “на мази”, в течение десятилетий непременный классный час, лекция с показом “картинок с выставки”. На саму выставку, да в столице, вести ребят вовсе и не обязательно. Захотят – попадут туда через Интернет, не вставая с дивана.
А между прочим, браться воспитывать, то есть воздействовать на процесс развития, возможно только на настоящем. На живом включении в культуру и искусство.
Рисунки Пушкина, картины маслом Лермонтова… Почему это вдруг наши классики были прекрасными рисовальщиками, актерами и далее, и далее?.. Не побоюсь утверждать, что лицеисты, гимназисты, “реалисты” прошлого века имели представление о перспективе, колорите, форме, занимаясь в своих “изостудиях”. И, выходя на домашние или школьные подмостки, с удовольствием окунались в минувшие эпохи… (За всем этим погружением в творчество стояли, разумеется, взрослые, поэтому всякое “вдруг” автоматически снимается).
Впрочем, не до жиру. Без музыкальных инструментов, без театральных костюмов, без красок и прочего, именуемого материальной базой, воспитывать остается на пальцах. На интонации и выражении лица.
…И все-таки Третьяковка. Вчера, сегодня, завтра. Место встречи изменить нельзя.
Елена КОМАРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте