Без преувеличения можно сказать, что навязший у всех в зубах законопроект о поправках к законам, касающимся социальной сферы, лишил российских депутатов летнего отдыха. Случай беспрецедентный. Понятно, почему. Без этого законопроекта невозможно принять закон о бюджете страны на 2005 год. Вот чем объясняется такая неестественная работоспособность наших депутатов в период летних отпусков. А впереди еще обсуждение законопроекта в регионах и второе чтение в Госдуме…
Есть доходы? Приватизировать!
МГУ может стать частным университетом
В связи с намерением правительства разрушить российское социальное законодательство путем отмены 41 социального закона и ликвидации важнейших правозащитных норм в 155 других законах (проект ФЗ №58338-4 от 31 мая 2004 г.) мы, нижеподписавшиеся депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке, имеем честь заявить следующее.
1. Правительственный законопроект представляет собой попытку антиконституционного переворота в социальной политике. Это попытка переворота в социальном строе, поскольку законопроект затрагивает интересы более трех четвертей населения России.
Если он станет законом, почти неизбежно потеряют:
29 миллионов работников с зарплатой ниже прожиточного минимума – все шансы, что она когда-нибудь станет выше. Возможно, во многих регионах она даже будет снижена;
15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и социальной сферы – все федеральные гарантии в области оплаты труда. Ответственность за зарплату полностью «сбрасывается» в регионы;
22 миллиона семей – всякие надежды на повышение детских пособий, а во многих регионах – и на их своевременную выплату;
9,5 миллиона ветеранов труда и столько же тружеников тыла – все льготы, кроме жилищно-коммунальных;
10,5 миллиона инвалидов, почти один миллион инвалидов и сто тысяч участников Великой Отечественной войны – все существующие льготы, кроме коммунальных, при явно недостаточных денежных компенсациях.
Это попытка переворота антиконституционного, так как предложенный законопроект, безусловно, противоречит следующим статьям Конституции:
– статье 7, определяющей Россию как социальное государство;
– статьям 7 и 37, обязывающим устанавливать единую для страны минимальную зарплату;
– статье 55, запрещающей принимать в стране законы, ограничивающие права и свободы граждан, ухудшающие их положение;
– статье 114, обязывающей правительство проводить единую федеральную социальную политику, в том числе в области образования и науки. И т.д., и т.п., и пр.
2. Среди 41 закона, которые требует отменить правительство:
Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, в учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования». – У распухшего от нефтедолларов бюджета страны денег на питание детей нет;
Федеральный закон «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». – Малообеспеченные дети на каникулах уже никуда не поедут;
Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений». – Безусловно, приведет к повышению родительской платы в детских садах и яслях, к сокращению в них числа детей и дальнейшему ухудшению их подготовки к школе;
Закон РСФСР «О социальном развитии села». – Более миллиона сельских учителей, врачей и работников культуры потеряют 25-процентную надбавку к зарплате, а педагоги и медики – еще и коммунальные льготы;
Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». – Теперь образовательные учреждения можно будет закрывать, не спрашивая законодательную власть, без финансирования сбрасывать в регионы, не спросив их согласия.
Более того, на заседании правительства 15 апреля министр финансов А. Кудрин «озвучил» предложение приватизировать все бюджетные организации, в которых внебюджетные доходы превышают 50%. Если команда будет исполнена, под приватизацию попадут большинство ведущих вузов, научных и медицинских организаций, почти все национальное достояние России, включая МГУ, Большой театр и Эрмитаж.
3. Помимо уничтожения социальных законов целиком правительство предлагает исключить из действующих законодательных актов:
– положение о Федеральной программе развития образования. – Через нее прошла, между прочим, основная часть компьютеризации сельской школы;
– статью «Государственные гарантии приоритетности образования» целиком;
– статью «Материально-техническая база образовательного учреждения» целиком;
– обязательство государства оказывать нуждающимся социальную поддержку в период обучения;
– запрет на сокращение бюджетных учебных мест для студентов. – Гигантский шаг к вытеснению бесплатного образования в стране при низких доходах населения;
– положение об обязанности государства выделять на науку не менее 4% расходной части бюджета страны. – В настоящее время около 2%, и даже Совет безопасности обещал удвоить показатель к 2010 году;
– все упоминания о налоговых льготах. – Если действующие льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество будут отменены, 3,5 миллиона внебюджетных студентов государственных и негосударственных вузов придется платить за образование много больше, чем сейчас;
– финансовые гарантии права граждан на получение образования в негосударственных школах. – Часть таких школ просто будет закрыта;
– все, что касается заработной платы педагогов, и в частности положение о том, что средние ставки в образовании должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности. – Заставляет педагогическую и научную интеллигенцию оставить надежду на нормальную жизнь.
Кроме того, почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1,25 миллиона студентов ссузов, которые в 2005 году будут переданы в регионы без достаточного финансирования, рискуют остаться без профессии и диплома.
4. Разрушению подвергаются не только социальные, но и либерально-демократические нормы законодательства. На уровне закона научные организации и образовательные учреждения резко ограничиваются в возможности зарабатывать деньги, использовать для этого имущество (в том числе путем сдачи его в аренду), самостоятельно распоряжаться тем, что заработано. Иначе говоря, образованию и науке по-прежнему не собираются давать «рыбы», но к тому же отнимают и «удочки».
5. Правительственный законопроект – не социальный и не либеральный. Это реванш торжествующей бюрократии, которая возродилась и, как гидра, многократно умножилась, пережив революции и контрреволюции, невиданный экономический кризис и нефтяной «бум».
Это настоящий закон о погроме социальной сферы, включая образование и науку, неслыханный погром в законе всего, что касается развития человеческого потенциала страны, а значит – ее будущего.
6. Мы призываем образовательное и научное сообщество:
выразить недоверие каждой фракции, каждому депутату Государственной Думы независимо от политической ориентации, которые проголосуют за правительственный законопроект;
предупредить все фракции и всех депутатов, что такое недоверие будет им выражено;
принять участие в акциях протеста, какие бы политические силы и социальные организации их ни проводили;
направлять письма и телеграммы протеста в адрес Президента РФ, руководителей правительства, Совета Федерации и Государственной Думы;
требовать вынесения основных положений правительственного законопроекта на общенародный референдум.
Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы закон о погроме не стал погромом в законе.
Члены Комитета Государственной Думы по образованию и науке:
АЛФЕРОВ Ж.И.,
вице-президент Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии;
ДЕНИСОВ О.И.,
председатель Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС), кандидат психологических наук, зам. председателя комитета;
ЗАПОЛЕВ М.М.;
ЗЮГАНОВ Г.А.,
доктор философских наук;
КОНДАУРОВ А.П.;
МЕЛЬНИКОВ И.И.,
профессор МГУ
им. М.В.Ломоносова, председатель комитета в 1996-2002 г.г.;
СМОЛИН О.Н.,
доктор философских наук, член-корреспондент РАО, первый зам. председателя комитета
23.06.2004
Комментарии