search
main
0

Погром в законе

Без преувеличения можно сказать, что навязший у всех в зубах законопроект о поправках к законам, касающимся социальной сферы, лишил российских депутатов летнего отдыха. Случай беспрецедентный. Понятно, почему. Без этого законопроекта невозможно принять закон о бюджете страны на 2005 год. Вот чем объясняется такая неестественная работоспособность наших депутатов в период летних отпусков. А впереди еще обсуждение законопроекта в регионах и второе чтение в Госдуме…

Есть доходы? Приватизировать!

МГУ может стать частным университетом

В связи с намерением правительства разрушить российское социальное законодательство путем отмены 41 социального закона и ликвидации важнейших правозащитных норм в 155 других законах (проект ФЗ №58338-4 от 31 мая 2004 г.) мы, нижеподписавшиеся депутаты Комитета Государственной Думы по образованию и науке, имеем честь заявить следующее.

1. Правительственный законопроект представляет собой попытку антиконституционного переворота в социальной политике. Это попытка переворота в социальном строе, поскольку законопроект затрагивает интересы более трех четвертей населения России.

Если он станет законом, почти неизбежно потеряют:

29 миллионов работников с зарплатой ниже прожиточного минимума – все шансы, что она когда-нибудь станет выше. Возможно, во многих регионах она даже будет снижена;

15 миллионов учителей, врачей, ученых, работников культуры и социальной сферы – все федеральные гарантии в области оплаты труда. Ответственность за зарплату полностью «сбрасывается» в регионы;

22 миллиона семей – всякие надежды на повышение детских пособий, а во многих регионах – и на их своевременную выплату;

9,5 миллиона ветеранов труда и столько же тружеников тыла – все льготы, кроме жилищно-коммунальных;

10,5 миллиона инвалидов, почти один миллион инвалидов и сто тысяч участников Великой Отечественной войны – все существующие льготы, кроме коммунальных, при явно недостаточных денежных компенсациях.

Это попытка переворота антиконституционного, так как предложенный законопроект, безусловно, противоречит следующим статьям Конституции:

– статье 7, определяющей Россию как социальное государство;

– статьям 7 и 37, обязывающим устанавливать единую для страны минимальную зарплату;

– статье 55, запрещающей принимать в стране законы, ограничивающие права и свободы граждан, ухудшающие их положение;

– статье 114, обязывающей правительство проводить единую федеральную социальную политику, в том числе в области образования и науки. И т.д., и т.п., и пр.

2. Среди 41 закона, которые требует отменить правительство:

Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, в учреждениях начального, профессионального и среднего профессионального образования». – У распухшего от нефтедолларов бюджета страны денег на питание детей нет;

Федеральный закон «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». – Малообеспеченные дети на каникулах уже никуда не поедут;

Постановление Верховного Совета РФ от 06.03.1992 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений». – Безусловно, приведет к повышению родительской платы в детских садах и яслях, к сокращению в них числа детей и дальнейшему ухудшению их подготовки к школе;

Закон РСФСР «О социальном развитии села». – Более миллиона сельских учителей, врачей и работников культуры потеряют 25-процентную надбавку к зарплате, а педагоги и медики – еще и коммунальные льготы;

Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию». – Теперь образовательные учреждения можно будет закрывать, не спрашивая законодательную власть, без финансирования сбрасывать в регионы, не спросив их согласия.

Более того, на заседании правительства 15 апреля министр финансов А. Кудрин «озвучил» предложение приватизировать все бюджетные организации, в которых внебюджетные доходы превышают 50%. Если команда будет исполнена, под приватизацию попадут большинство ведущих вузов, научных и медицинских организаций, почти все национальное достояние России, включая МГУ, Большой театр и Эрмитаж.

3. Помимо уничтожения социальных законов целиком правительство предлагает исключить из действующих законодательных актов:

– положение о Федеральной программе развития образования. – Через нее прошла, между прочим, основная часть компьютеризации сельской школы;

– статью «Государственные гарантии приоритетности образования» целиком;

– статью «Материально-техническая база образовательного учреждения» целиком;

– обязательство государства оказывать нуждающимся социальную поддержку в период обучения;

– запрет на сокращение бюджетных учебных мест для студентов. – Гигантский шаг к вытеснению бесплатного образования в стране при низких доходах населения;

– положение об обязанности государства выделять на науку не менее 4% расходной части бюджета страны. – В настоящее время около 2%, и даже Совет безопасности обещал удвоить показатель к 2010 году;

– все упоминания о налоговых льготах. – Если действующие льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество будут отменены, 3,5 миллиона внебюджетных студентов государственных и негосударственных вузов придется платить за образование много больше, чем сейчас;

– финансовые гарантии права граждан на получение образования в негосударственных школах. – Часть таких школ просто будет закрыта;

– все, что касается заработной платы педагогов, и в частности положение о том, что средние ставки в образовании должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности. – Заставляет педагогическую и научную интеллигенцию оставить надежду на нормальную жизнь.

Кроме того, почти 1,5 миллиона учащихся ПТУ и 1,25 миллиона студентов ссузов, которые в 2005 году будут переданы в регионы без достаточного финансирования, рискуют остаться без профессии и диплома.

4. Разрушению подвергаются не только социальные, но и либерально-демократические нормы законодательства. На уровне закона научные организации и образовательные учреждения резко ограничиваются в возможности зарабатывать деньги, использовать для этого имущество (в том числе путем сдачи его в аренду), самостоятельно распоряжаться тем, что заработано. Иначе говоря, образованию и науке по-прежнему не собираются давать «рыбы», но к тому же отнимают и «удочки».

5. Правительственный законопроект – не социальный и не либеральный. Это реванш торжествующей бюрократии, которая возродилась и, как гидра, многократно умножилась, пережив революции и контрреволюции, невиданный экономический кризис и нефтяной «бум».

Это настоящий закон о погроме социальной сферы, включая образование и науку, неслыханный погром в законе всего, что касается развития человеческого потенциала страны, а значит – ее будущего.

6. Мы призываем образовательное и научное сообщество:

выразить недоверие каждой фракции, каждому депутату Государственной Думы независимо от политической ориентации, которые проголосуют за правительственный законопроект;

предупредить все фракции и всех депутатов, что такое недоверие будет им выражено;

принять участие в акциях протеста, какие бы политические силы и социальные организации их ни проводили;

направлять письма и телеграммы протеста в адрес Президента РФ, руководителей правительства, Совета Федерации и Государственной Думы;

требовать вынесения основных положений правительственного законопроекта на общенародный референдум.

Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы закон о погроме не стал погромом в законе.

Члены Комитета Государственной Думы по образованию и науке:

АЛФЕРОВ Ж.И.,

вице-президент Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии;

ДЕНИСОВ О.И.,

председатель Российской ассоциации профсоюзных организаций студентов (РАПОС), кандидат психологических наук, зам. председателя комитета;

ЗАПОЛЕВ М.М.;

ЗЮГАНОВ Г.А.,

доктор философских наук;

КОНДАУРОВ А.П.;

МЕЛЬНИКОВ И.И.,

профессор МГУ

им. М.В.Ломоносова, председатель комитета в 1996-2002 г.г.;

СМОЛИН О.Н.,

доктор философских наук, член-корреспондент РАО, первый зам. председателя комитета

23.06.2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте