search
main
0

Пограничный класс. Учителя борются за право вести в нем занятия

Школу №11 города Бердска я сначала не увидела, а услышала: в утреннем воздухе за деревьями звенели детские голоса, свидетельствующие о том, что идет урок физкультуры на улице. Большая площадка, в центре – клумбы с цветами и памятник Зое Космодемьянской, за ними трехэтажное здание школы. Валентина Тимофеевна ЖУКОВА, директор школы, пришла на работу рано утром, хотя была суббота. Объясняет: в течение недели встретиться для беседы сложно, идет поток родителей, постоянно заходят учителя, прибегают ученики.Тему для разговора я предложила весьма своеобразную – пограничный класс. Да, именно так – в 11-й школе есть профильный класс, где готовят пограничников. Как оказалось, эта идея берет начало из… пионерского прошлого.

– Окончив пединститут, я приехала сюда, в Бердск. В школах не было вакансий, поэтому устроилась работать во Дворец пионеров, – рассказывает Валентина Тимофеевна. – Так совпало, что и мне самой было интересно, и поручили патриотическое воспитание: отвечала за дежурство ребят у Поста №1 – Вечного огня, за работу с ветеранами, музеи, связь с военным округом. Потом работала много лет в органах управления образованием, но свой интерес к патриотической тематике не теряла.В школе №11 был уголок боевой славы, где в беспорядке оказались сложены кучи экспонатов, плакатов, документов. Директор взялась за наведение порядка: выяснила, какие традиции существуют, на педсовете решили,  что нужно сохранить, что нового можно создать. О важности организации патриотического воспитания, клубов, кружков, кадетских корпусов говорят по всей стране. В рамках программы ОБЖ можно проводить различные занятия и целые курсы по военно-спортивной подготовке. Во многих регионах проводятся «Зарницы», военно-спортивные спартакиады, есть детские военно-спортивные лагеря. Существуют учебные программы и учебные планы по этой теме. Так постепенно возникла идея о наборе специального пограничного класса, то есть профильного класса, где готовят будущих пограничников. – Дети тянутся к новому, им хочется делать что-то полезное,  получать важные для будущей жизни навыки. Когда произносят слово «пограничник», представляется некая картинка: воин в маскировочной одежде лежит в засаде на границе или  идет обходом с собакой. А ведь пограничники – это, например, работа в аэропорту, паспортный контроль, психологи, переводчики, специалисты по ИКТ, различные смежные службы. Конечно, требуется хорошая физическая подготовка. Подросткам хочется делать что-то мужское, взрослое, но и девушки тоже хотят учиться в таком классе. Набор нужно проводить очень внимательно и осторожно, не все дети потянут физическую нагрузку, не каждый сможет осилить дополнительные часы физкультуры и ОБЖ плюс  весь набор общеобразовательных предметов. Беседуем с детьми,  родителями, прежде чем формировать десятый класс. Важно, чтобы ребята шли туда по собственному желанию, а не потому, что этого хотят взрослые. Профильное обучение ведется два года. Далее дети сами решают, кем быть, что будут делать. Парни уже имеют хорошую подготовку для службы в армии. Все, кто успешно окончил школу, получают сертификат УФСБ, который дает право преимущественного поступления в вузы по соответствующим специальностям.Школа заключила договоры с Управлением ФСБ Новосибирской области и пограничными службами. Ученики выезжают в полевые условия, в ракетную часть. В течение 7-10 дней, в период каникул, учатся преодолевать полосу препятствий, стрелять, вместе со взрослыми ездят на боевых машинах. В школе создана стена памяти, где запечатлены имена выпускников, погибших в военных конфликтах в Афганистане,  Чечне. Проводятся встречи с ветеранами и пограничниками. Пограничный класс набирали из учеников, окончивших девятый класс. Главный критерий – здоровье ребенка. Кстати сказать, физической культуре и спорту в школе уделяется большое внимание независимо от того, выберет ли ученик профильный класс в будущем или останется в общеобразовательном. Примечательно, что в этом году в школу обратились родители из восьми близлежащих школ с просьбой зачислить их детей в пограничный класс.- Мы бы хотели дать такую возможность и сельским ребятишкам, но пока не можем обеспечить их жильем. Изучаем опыт школы-интерната №7, где есть общежитие и где наряду с детьми из обычных семей учатся и проживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Если удастся расшириться, мы готовы принять большее число ребят.Стены директорского кабинета увешаны благодарностями и грамотами за победы в разных конкурсах патриотического воспитания. Коллектив школы относится к необычному классу с энтузиазмом, педагоги соревнуются между собой за право вести в нем занятия. Валентина Тимофеевна тепло рассказывает об учителе физики. Владимир Николаевич Смирнов ведет естествознание, где даются основы физики, химии, биологии. С каждым ребенком он проводит собеседование, и если выясняется, что подросток хотел бы более углубленно заниматься одним из предметов, вводятся дополнительные часы (как индивидуальные занятия, так и небольшими группами). А оплата производится из стимулирующего фонда. Директор сокрушается: очень сложно сегодня обеспечить учителя, а тем более младший обслуживающий персонал, приличной зарплатой. Педагог получает восемь – десять тысяч рублей в месяц плюс дополнительные выплаты, если они есть. Иногда доходит и до семнадцати тысяч, правда, условия финансирования постоянно меняются, это создает проблемы в планировании.В школе работает психолог. Представим себе: в класс пришли подростки из десятка разных школ. Формирование коллектива, непривычная программа, интенсивная физическая подготовка, выезды в воинскую часть… Все это требует времени и сил. Психолог постоянно сопровождает ребят, участвует во всех мероприятиях, помогает решать конфликты, проводит тренинги. Школа привлекает и логопедов, и дефектологов. Почему? Помимо пограничного класса здесь есть и коррекционный для детей с нарушениями психического и физического развития. В нем всего десять ребятишек. – Обычно такие дети выделяются еще в начальной школе. Либо они психически нестабильны и нуждаются в особых условиях, либо у них заметны задержки умственного развития, либо не справляются с обычными для их возраста физическими нагрузками. Мы обсудили вопрос на педсовете и решили на уровне средней школы создать при необходимости такой коррекционный класс. Учителя сказали: пусть будем получать на два рубля за час меньше, но детям будет комфортно. Ищем возможности выплачивать педагогам нормальную зарплату, ведь нельзя допустить,  чтобы человек, работающий в таком классе, получал меньше, чем его коллеги.Для ребенка, испытывающего трудности в учебе, смена школы, которая находится по соседству с домом, перемена обстановки могут оказаться стрессом. С другой стороны, наличие такого ученика в классе может увеличить нагрузку на учителя и учеников. А занимаясь в небольшом классе по специальной программе, дети спокойно оканчивают девятый класс и получают свидетельство о среднем образовании. В школе сегодня  586 учеников и 59 учителей. Директор мечтает об оснащении спортивного зала новым оборудованием, делится своими замыслами по поводу благоустройства территории вокруг школы. Участок хороший, но есть обычные для города проблемы. Пробовали поставить скамейки в тени деревьев – на них стали собираться любители пива, пришлось убрать скамейки. Но ведь так быть не должно, школа – это то место, где детям комфортно, безопасно и уютно. Нельзя, например, вывести учеников на улицу на урок физкультуры, если все вокруг забросано бутылками и мусором. Так что пока скамейки не ставят. Но директор уверена, что решит и эту проблему. Кстати, недавно ее выдвинули кандидатом в депутаты городского совета.- Если хочешь чего-то добиться, нужно делать это самому, – считает Жукова. – Но при этом очень важно сформировать коллектив единомышленников. Бердск, Новосибирская областьКомментарийСветлана МАКАРОВА, заведующая Советским филиалом городского центра развития образования Новосибирска:- Успех любого директора школы, который берется за новое, необычное дело, можно определить несколькими условиями. Прежде всего директор должен представлять себе, какая у него или у нее цель, полезно при этом разработать программу действий. Особенно это важно, например, когда набирают профильные классы, каких нет в районе или даже в регионе. Конечно, требуется команда единомышленников: каждое новое начинание нужно обсуждать на педсовете, рассчитывать свои силы. Нельзя приказать коллективу, скажем, набрать класс ИКТ или класс по подготовке будущих пограничников, если в школе нет хороших специалистов по выбранному профилю. Если же есть группа знающих педагогов, можно начинать работу. В современных условиях невозможно обойтись без поддержки родителей. Очень важно, чтобы дети понимали, что именно им предлагают, какие перемены в их жизнь внесут занятия в новом профильном классе. Все три звена – педагоги, ученики и их родители – должны понимать, для чего все это делается, какие перспективы будут у выпускников такого класса, какова практическая польза от полученного профильного образования и какое применение приобретенным навыкам они найдут в будущей жизни. Немаловажный фактор – поддержка органов образования и методистов. Мы, например, всегда готовы проконсультировать, провести семинары и практические занятия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте