При обучении иностранному языку главной целью становится развитие навыков, создающих условия для свободного общения при наличии высокого уровня коммуникативных возможностей. Приоритетная задача педагога – это создание учебной программы, которая даст возможность ученикам освоить разговорную речь на уровне, близком к носителю языка.
Говорить о достижении данной задачи возможно, если старшеклассники в достаточной степени владеют коммуникативными навыками. С целью проверки соответствия данному требованию в программы выпускных экзаменов по иностранным языкам в 9‑11‑х классах была введена устная часть. Помимо этого нельзя не учесть тот факт, что в условиях углубленного изучения английского языка в школе большинство учащихся сдают его в качестве выпускного экзамена. Следовательно, актуальность подготовки старшеклассников непосредственно к устной части экзамена значительно возрастает.
Для эффективного обучения устной английской речи следует учитывать два основных фактора: коммуникации должны рассматриваться в рамках обучения в школе и в повседневной жизни. Между данными двумя вариантами коммуникаций наблюдаются определенные различия. Устная речь при живом общении подразумевает естественный обмен речевой информацией, которая имеет эмоциональную окраску. В школьной среде создается искусственный стиль общения на иностранном языке. Главный акцент делается на учебной модели навыка владения коммуникативными возможностями с моделированием в искусственных условиях. Учебный план школы предполагает наличие отдельного урока (практика устной речи), что, несомненно, упрощает планирование деятельности в данном направлении.
Носители языка или лица, находящиеся в естественной языковой среде, говорят на любые темы. При этом речь является способом естественного самовыражения. На уроках обычно выбирается определенная тема для общения, а также имеются какие-то рамки для ведения диалога. В результате этого устная речь становится ограниченной. Также часто основной целью учащихся является получение положительной оценки.
Важным направлением в процессе обучения старшеклассников является приближение речевого общения на уроках к модели реальной жизни. Ученики должны общаться с учителем и между собой так, как они бы общались, проживая в стране, где изучаемый иностранный язык является родным. В соответствии с этой задачей необходимо, чтобы в учебный план входило достаточное количество уроков, в том числе и дополнительных, на которых будет практиковаться устная речь. Это поможет добиться положительной динамики в рассматриваемом направлении.
Устная речь строится на принципе владения не столько знаниями, сколько навыками. При этом важно уделять достаточное внимание практике. Если теория не имеет практической отработки, то она не может обеспечивать достаточно высокий уровень владения иностранным языком.
Из этого следует, что речевые навыки могут быть двух типов:
– перцептивные – решение привычных задач;
– продуктивные – использование имеющихся навыков в условиях реального речевого общения.
Главными проблемами при обучении иностранной речи на достаточно высоком уровне являются следующие факторы:
– нет нужной отработанной базы по большинству тем, и учащимся трудно преодолеть барьер, заключающийся в вопросе «что сказать?»;
– сложности лексико-грамматического характера, когда речь идет о правильности построения предложений.
Также на уровень владения речью могут влиять личностные качества, в числе которых:
– недостаточная мотивация;
– зажатость характера;
– страх говорить на иностранном языке;
– опасение получить плохую оценку.
Учитывая данные факторы, преподаватель английского языка должен выстраивать обучение по следующей схеме:
– обращать внимание на возраст учащихся;
– делать акцент на интересах обучаемых;
– учитывать уровень их языковой подготовки;
– соблюдать учебные стандарты и планы.
При проведении уроков нужно выбирать наиболее эффективные способы введения в тему. Здесь могут использоваться вербальные инструменты, в том числе афоризмы и поговорки, а также невербальные методы, включая музыку, изобразительное искусство, построение диаграмм. Главными требованиями к урокам, когда речевые навыки находятся еще на начальном уровне, являются следующие постулаты:
– подача информации в краткой форме;
– уделение внимания доступности преподаваемого материала;
– высокая информативность урока;
– конструктивный поиск мотивации.
Начало урока должно быть спланировано таким образом, чтобы была возможность настроить учащихся на успешное продолжение начатого диалога. В первые минуты занятия важно создать коммуникативную мотивацию учащихся. Любая тема должна начинаться с некой информационной интриги. Первое предложение должно стимулировать интерес и вызывать желание узнать ответ на вопрос.
После того как установлена психологическая мотивация, учитель должен определить цель конкретного урока. Рассматривать следует два целевых направления. Акцент может делаться на корректности речи или на ее свободе. Во втором случае учащиеся не так сильно сосредотачиваются на своих ошибках. Со временем важно, чтобы в разговорной речи присутствовали оба данных фактора. Но на начальном этапе необходимо находить некий компромисс. В классе используются три вида речевой практики:
– упражнения (drills) – они решают задачи механического воспроизводства слов и отрабатывают навыки безошибочного произношения;
– коммуникативные тренинги, которые ориентированы на контроль как корректности, так и беглости речи;
– свободная разговорная речь. Это высший уровень коммуникативных способностей, который акцентирован на беглости разговора.
Все три рассматриваемых уровня должны базироваться на отработке коммуникативных навыков на уроке. Главной задачей учителя является обучение учащихся навыкам владения иностранным языком в естественной языковой среде. Для этого большое количество времени должно уделяться разговорной речи. Не следует использовать метод однообразия тем и однотипности упражнений. Также не рекомендуется механическое заучивание. Важно, чтобы учащийся мог рассуждать на иностранном языке и вести свободный диалог. Работа педагога должна вестись именно в этом направлении. Важно понимать, что даже учащиеся специализированных школ зачастую не имеют достаточно возможностей для практики коммуникативных навыков, так как в имеющихся отечественных УМК недостаточно упражнений, направленных на развитие навыка разговорной речи.
На уроках должны использоваться следующие коммуникативные типы. О них упоминала в своей книге «Discussions that work» британский автор-методист Пенни Ур (Penny Ur). Речь идет о следующих типах:
– мозговой штурм;
– поиск связей;
– угадайка;
– последствия и интерпретации;
– идеи для центральной темы;
– организация деятельности;
– приведение в порядок;
– сравнение;
– выбор кандидатов;
– обнаружение различий;
– расстановка приоритетов;
– сложные виды деятельности;
– дискуссии/дебаты;
– кроссворды;
– опросы;
– рекламные кампании;
– планирование проектов.
Важно использовать в учебной практике все вышеперечисленные виды практик. Таким образом можно добиться хорошего развития коммуникативных навыков у старшеклассников. Важно также рассматривать следующие направления:
– речевая деятельность;
– моделирование жизненной ситуации;
– интенсивность;
– интеграция;
– последовательное развитие коммуникативных умений.
Важно понимать, что свободное владение речью может достигаться двумя путями: от меньшего к большему и от большего к меньшему. В первом случае упор делается на лексику и обсуждаемые вопросы, также важное значение имеет грамматика. Рассматриваются различные речевые структуры. Второй вариант – это построение диалогов или монологов на основе имеющегося текста.
Развивая устную речь учащихся, учитель должен понимать, что необходимо быть объективным. Но при этом не создавать условия, когда у учащегося появляется боязнь говорить на иностранном языке. Важность учета экзаменационных критериев несколько усложняет работу педагога. Стоит обратить внимание на две основные проблемы, с которыми приходится иметь дело всем учителям:
– исправление ошибок учащегося при разговоре;
– проблема одновременной оценки правильности и беглости речи.
Чаще всего педагог оценивает правильность речи, так как это более очевидный фактор. На основании этого и выставляется итоговая оценка. Беглость речи должна оцениваться с учетом личностных качеств ученика. Хорошо владеющие речевыми навыками учащиеся порой говорят медленно в связи с наличием определенного психологического барьера.
Для решения этой проблемы важно разработать особую систему учета ошибок учеников. Анализ должен проводиться только после завершения монолога. Не допускается прерывание монолога. Подобным образом можно избежать проблемы нервозности во время произношения на иностранном языке.
Итак, очевидно, что обучение учащихся старших классов свободному общению на английском языке – задача чрезвычайно сложная. Однако считать ее невыполнимой ни в коем случае нельзя. В целях реализации образовательных стандартов и социального заказа общества, особенно в условиях работы в школе №1273 с углубленным изучением английского языка, от каждого учителя требуется много идей и много работы по достижению этих целей. Выпускники средней школы должны не просто знать грамматику и лексику, а уметь общаться и размышлять на английском языке. В этом и заключается наша первостепенная задача.
Алексей ЗEРНЮКOВ, учитeль aнглийcкoгo языкa шкoлы №1273
Комментарии