Третий ежегодный конкурс «Академии Always» завершен. Сегодня мы расскажем о педагогах-победителях и проведенных ими уроках. Идеи, воплощенные призерами, наверняка будут полезны всем, кто планирует классный час или урок гигиены и здоровья для девочек-подростков 12-13 лет.
К 2009 году условия конкурса уже стали традиционными: до конца учебного года нужно было провести классный час или урок гигиены и здоровья с ученицами 12-13 лет. Основа урока – информационные и иллюстрационные материалы, демонстрационный опыт и обучающий видеофильм от Always. В конце занятия учителя собирали отзывы девочек. На оформление материалов урока отводилось все лето: прислать их в комиссию нужно было до 7 сентября 2009 года.
Победителями конкурса стали те, в чьем уроке были лекция и опыт, а в материалах – отзывы девочек, фотографии самых интересных моментов урока, разрешения от родителей девочек и администрации школы. Помимо вышеперечисленных требований жюри оценивало оригинальность и доступность подачи материала, ведь информационное наполнение в целом задано условиями.
Выбрать победителей было непросто: педагогический талант и индивидуальность украшали каждую работу. При выборе жюри руководствовалось следующими критериями:
– наличие предварительного плана урока;
– описание того, как в действительности прошел урок;
– использование интерактивных форм работы;
– рассказ учителя о том, почему он выбрал именно такой вариант проведения занятия;
– обоснование тех или иных педагогических приемов, использованных на уроке;
– количество привлеченных участников, положительные отзывы от них.
Конкурс «Академии Always» – это часть образовательной программы, которую реализует в российских школах социально ориентированный бренд «Always». Ее цель – повысить уровень общей гигиенической культуры, социальной адаптации и сформировать навыки здорового образа жизни у девочек-подростков.
Участники – учителя-предметники, классные руководители, школьные медсестры – получают от «Always» лекционные, демонстрационные и раздаточные материалы для проведения уроков гигиены и здоровья, специально разработанные ведущими педагогами, гинекологами и подростковыми психологами России, а также современные средства женской гигиены.
Ценность информации, собранной «Always», не только в ее важности и актуальности, но и в форме подачи. Специалисты сделали ее доступной для школьниц 12-13 лет. Например, после урока каждой девочке дарят красочную брошюру, где перечислены наиболее значимые факты и правила ухода за собой. Тексты написаны и оформлены в стиле журналов для подростков, поэтому легко воспринимаются девочками 12-13 лет.
По словам учителей-участников, интерактивная, живая форма занятия, информативность, доступность и наглядность, а также качество раздаточного материала повышают интерес и внимательное отношение к собственному здоровью, способствуют развитию гигиенической культуры среди подростков.
Еще одним вспомогательным инструментом для учителей, проводящих лекции о женской гигиене и здоровье, является рубрика «Академия Always», выходящая вот уже третий год на страницах «Учительской газеты». Помимо советов от экспертов о том, как построить диалог на деликатную тему с подростками, в рубрике публикуются идеи и способы реализации урока победителей конкурса.
Сегодня мы представляем троих победителей, чьи уроки были признаны жюри конкурса самыми интересными, а идеи – оригинальными и полезными для коллег.
Однако прежде чем объявить победителей, мы хотели бы поблагодарить всех участников конкурса за их активную позицию в вопросе воспитания здорового подрастающего поколения. Все пришедшие работы демонстрируют искренний энтузиазм и творческий потенциал школьных педагогических коллективов России, а также глубокое понимание существующей проблемы – отсутствия систематического и своевременного формирования правильных гигиенических навыков у девочек-подростков.
Свой кроссворд
Итак, первое место занимает работа Алсу Мубаракшиной, учителя иностранных языков МОУ «Биклянская средняя общеобразовательная школа» из села Биклянь Республики Татарстан. В качестве приза учитель получает денежную премию в размере 30000 руб. (за вычетом налогов) и другие памятные подарки от «Always», которые будут вручаться ей 29 сентября 2009 года в Москве в рамках церемонии финала всем известного конкурса «Учитель года России-2009». Проезд, проживание и питание учителю также оплачивают организаторы.
Поговорить обо всех вопросах гигиены и здоровья в ходе одного урока просто невозможно – для этого методисты разрабатывают целые годовые программы. Поэтому очень удачна идея Алсу Мубаракшиной построить план урока на основании предварительного опроса. Девочкам заранее раздали анкеты, которые они заполняли дома, в спокойной обстановке. Одни вопросы помогли педагогу оценить базовый уровень знаний по теме: «Как ты думаешь, нужно ли ограничивать себя в чем-то во время критических дней; как правильно питаться; какими гигиеническими средствами нужно пользоваться?». С помощью других вопросов проявились темы, которые наиболее интересны девочкам (есть ли у тебя вопросы по личной гигиене, которые ты стесняешься задать кому-либо?). Так Алсу Мубаракшина сделала свой урок адресным, интересным для класса. Также подготовительный этап включал работу по информированию родителей о предстоящем уроке для девочек.
Чтобы вовлечь школьниц в обсуждение, педагог предложила им творческую работу – составление кроссворда. Каждая участница урока получила листочек с заданным по вертикали словом, отражающим тему урока. К нему нужно было придумать как можно больше слов по горизонтали и дать им определения, которые будут заданиями для отгадывающего кроссворд. Новые слова, конечно, должны быть связаны с темой урока. Выполнять задание девочки начали до демонстрации обучающего видеофильма от «Always» на тему полового созревания и тех изменений, которые происходят с организмом девочки-подростка в подростковый период. После просмотра видеофильма девочкам отводилось небольшое время для доработки и дополнения своих кроссвордов.
Эту работу можно продолжить, предложив девочкам обменяться кроссвордами и разгадать их. Отгадавшие наибольшее количество слов в качестве поощрения станут проводить опыт, предложенный «Always». Доверить эту работу группе школьниц предлагали победители конкурса в прошлые годы.
В своих отзывах об уроке Алсу Мубаракшиной девочки написали, что информация, полученная во время лекции, просмотра видеофильма и чтения информационного буклета, была для них полезной и доступной. Подтверждая это, участницы урока отмечают, что, несмотря на некоторую осведомленность относительно полового созревания, они получили новые знания и ознакомились с правилами ухода за собой не только на каждый день, но и в критические дни.
Заседание в театре
Второе место присуждается коллективу СОШ №35 города Стерлитамака Республики Башкортостан. Конкурсную работу провели заместитель директора по воспитательной работе Наталья Говорова, учитель химии Татьяна Устинова, учителя биологии Наталья Симахина и Т. Карпова, медсестра Лилия Юмадилова. На подготовительном этапе педагоги получили разрешение от директора школы на проведение урока и от родителей – на участие в нем школьниц.
В своих отзывах девочки называют лекцию «Заседанием корпорации девчонок», пишут, что им было интересно слушать, и хотя многое, о чем говорилось, они знали и раньше, проведенное «заседание» помогло девочкам осознать важность заботы о своем здоровье, в том числе репродуктивном. Судя по фотографиям и отзывам, здесь действительно не было атмосферы школьного урока, а проходила встреча хороших знакомых, которые собрались, чтобы поделиться важными секретами, и у которых нет тайн друг от друга. Парты в классе стояли не традиционно рядами, а замыкались в круг. Доску красочно оформили плакатами и «вывеской», извещающей о заседании корпорации девчонок. Страницы отчета украшают фотографии с искренне улыбающимися, смеющимися лицами девочек-участниц.
Вызвать улыбки и поддержать неформальную атмосферу помогла необычная форма чтения лекции. Педагоги сочинили целый спектакль. Но не стали привлекать старшеклассников для исполнения главных ролей, как это бывает обычно, а сами стали актерами. Сначала «на сцене» появился Гормон, который рассказал о менструальном цикле и гормональных изменениях; потом Яйцеклетка поведала о строении репродуктивной системы. Вошедший в класс Сперматозоид напомнил о том, как начинается беременность. Яйцеклетка и Сперматозоид взялись за руки, инсценировав таким образом оплодотворение, и у них в руках появилась кукла, символизирующая младенца. Каждый фрагмент лекции-спектакля начинался с веселых четверостиший, сочиненных педагогами. О правильном питании и здоровом образе жизни школьницам рассказала медсестра, а опыт провела, привлекая к помощи школьниц, учитель химии.
Денежная премия в размере 20000 руб. (за вычетом налогов), объявленная в условиях конкурса, будет поровну разделена между всеми членами коллектива, принявшими участие в подготовке данного урока.
Ближе к книгам
Третью премию завоевала Галина Басанова, заведующая библиотекой лицея города Дальнереченска Приморского края.
Для подготовки пространства библиотеки, где предполагалось проводить урок гигиены, Галина Басанова организовала книжную выставку «Здоровый образ жизни – это модно!», использовала красочные плакаты, стенд с материалами брошюры «Корпорация девчонок». Книжная выставка, по словам Галины Басановой, вызвала большой интерес у девочек. Важная для них информация была изложена в доступной форме.
Перед уроком в библиотеке установили ящик для вопросов «А почему?». В него девочкам предложили опускать вопросы, ответы на которые важны для них, но которые они стесняются задавать вслух. Настроить девочек на доверительную беседу помогли заранее подобранные фрагменты музыкальных произведений.
При планировании урока, который Галина Басанова назвала «Берегу себя сама!», она учитывала возрастные особенности учениц. Например, прежде чем дать ответы на важные для школьниц вопросы (сколько часов сна необходимо и достаточно в подростковом возрасте, какие гигиенические средства использовать, сколько жидкости необходимо потреблять в течение дня и др.), девочкам предлагалось ответить на них самостоятельно, обосновать свою точку зрения. А об изменениях в репродуктивной системе рассказывал приглашенный эксперт – врач-гинеколог.
Стоит упомянуть и о том, что некоторые задания были даны девочкам заранее. Школьницы готовили небольшие сообщения, придумывали инсценировки-иллюстрации. Например, одна из учениц, а не педагог, рассказывала о правильном питании. Другие участницы разыгрывали сценку-спор о выборе гигиенических средств в магазине. И демонстрация опыта выглядела разрешением этого спора. Таким образом, замечает победительница конкурса, домашние задания повысили интерес к происходящему, помогли почувствовать сопричастность уроку.
Среди отзывов об уроке Галины Басановой благодарные слова не только девочек, но и родителей и классных руководителей школьниц. Все они отмечают важность такого урока, увлекательную форму, умение ведущего найти общий язык с ученицами. В награду за свою работу Галина Басанова получит 10000 руб. (за вычетом налогов) от организаторов конкурса.
По всем вопросам, связанным с вознаграждением, участники могут обращаться по электронному адресу: akademia-always@mail.ru.
В завершение сегодняшнего выпуска мы еще раз благодарим всех участников конкурса для учителей «Академии Always-2009» и объявляем о скором анонсе условий конкурса 2010 года.
Читайте нашу рубрику, участвуйте в конкурсе, и, возможно, в следующем году именно вы окажетесь на церемонии награждения и получите ценные призы за свой вклад в образование и просвещение!
Также в ближайших выпусках нашей рубрики не пропустите лучшие методические разработки других участников конкурса «Академии Always-2009».
Комментарии