search
main
0

Погоня за мечтой. Если можешь быть орлом, не стремись стать первым среди галок

Министерство образования Московской области c Зигмундом Фрейдом о том, что только воплощение в жизнь мечты детства может принести счастье, не спорит. В Подмосковье для творческого развития создают условия. В интересах более полного удовлетворения культурно-образовательных запросов личности, семьи и общества пришли к согласию многие ведомства, постулат о том, что, если хочешь вырастить единомышленника, приди в школу, сработал. Ведь деяние и замысел должны соответствовать друг другу, не то заложенные в них возможности так и останутся неосуществленными. Министр образования правительства области Лидия АНТОНОВА четко представляет себе, что дополнительное образование детей – это не только важнейшая составляющая образовательного пространства, но и сфера, от благоприятного развития которой зависит процветание культуры и искусства. Занятия, как известно со слов Овидия, налагают отпечаток на характеры, а всем хочется, чтобы окружающие его люди были приветливыми, просвещенными и дельными.

– Лидия Николаевна, по итогам исследований более 50 процентов воспитанников учреждений дополнительного образования в той или иной степени связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с учетом освоенных ими программ. Что делается в регионе для того, чтобы его жители нашли свое признание в спорте, художественном творчестве, изобретательстве, исследовательской деятельности?

– В учреждениях дополнительного образования более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого становится накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самооценки личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Желая защитить наших детей от пагубных воздействий среды, психологи и педагоги разрабатывают особые культурно-образовательные профилактические программы. В настоящее время в 68 муниципальных образованиях реализуются целевые антинаркотические программы. В рамках реализации статей 6 и 7 Федерального закона РФ №87 «Об ограничении курения табака» (принят Государственной Думой 21 июля 2001 года) образовательные учреждения изучают воздействие курения табака на организм человека и придумывают собственные способы, как бороться с пагубой.

В школах и училищах проходят театрализованные представления «Суд над сигаретой», конкурсы плакатов «Ударим юмором по сигаретам», школьные туристические слеты берут себе девиз «Мы за здоровый образ жизни».

В общеобразовательных учреждениях области работают более 1000 практических психологов, в том числе в городских школах – более 700 специалистов, в сельских – более 200. Всего в настоящее время в системе образования Московской области действуют 2 областных и 24 муниципальных центра.

Люди говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Если обратиться к истории развития дополнительного образования и воспитания, труд – неотъемлемая часть этого процесса. Сегодня очень важно вернуться к этим традициям воспитания трудом. Многие помнят, как дружно всей школой выходили на субботники, как ремонтировали вместе с учителями школьные залы, как сажали вместе с мамами и папами школьные сады и всем двором разбивали у подъездов скверы. Важно привлечь в этом вопросе на свою сторону не только педагогов и ребят, но и родителей, заинтересованную общественность.

– Но вы не только ограждаете от плохого. Следуя Сократу, который говорил, что есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать, вы эти пути прокладываете.

– Организационные усилия Министерства образования Московской области, муниципальных органов управления образованием привели к увеличению охвата школьников занятиями в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей. В системе образования Московской области в настоящее время действуют 327 учреждений дополнительного образования детей с общим охватом 307783 воспитанника, что составляет 54,6 процента.

Наша основная задача – охватить внешкольной работой детей «группы риска» и привлечь к занятиям в кружках и секциях на бюджетной основе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кроме учреждений дополнительного образования детей, школьники имеют возможность заниматься различными направлениями творчества во внеучебное время непосредственно в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Всего в общеобразовательных учреждениях области работают 21795 кружков, в которых занимаются 389325 детей, что составляет 68 процентов от общего числа, на платной основе – 759 кружков и в них -13377 школьников.

Результаты деятельности системы дополнительного образования подтверждаются итогами всероссийских и международных конкурсов, научных олимпиад, фестивалей, спортивных соревнований. На территории Московской области в учреждениях дополнительного образования детей реализуются программы по 330 направлениям деятельности.

Задача Министерства образования Московской области состоит в создании условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, обеспечении конкурентоспособности человеческих ресурсов Московской области.

Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить современное качество, доступность и эффективность дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования, обеспечить сохранение и развитие единого культурного и информационного пространства области, создать условия и механизмы устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Подмосковье.

– Что за люди занимаются воспитанием детей во внеурочное время?

– Дополнительное образование детей осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете результативность как практико-ориентированного образования. Это около 12000 педагогических работников.

У нас популярны туристские слеты школьников и учителей, практическая подготовка по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с программами «Школа безопасности» и «Юный спасатель».

Значимым направлением первичной профилактической работы по предупреждению и преодолению асоциальных явлений среди несовершеннолетних являются системная воспитательная работа в образовательных учреждениях, направленная на формирование у школьников основ здорового образа жизни, и создание условий для увеличения охвата учащихся занятиями спортом, педагогически организованным досугом, дополнительным образованием в свободное от основной учебы время.

Это связано в первую очередь с развитием детского и юношеского спорта, массовых направлений физкультурной работы с детьми и подростками в образовательных учреждениях и по месту жительства. Сегодня это актуальная государственная задача, и для ее решения в системе образования Подмосковья делается многое: вводятся дополнительные ставки педагогов-организаторов в общеобразовательных учреждениях (в 2007 году введены 1304 ставки), устанавливаются доплаты учителям физкультуры и тренерам-преподавателям детско-юношеских спортивных школ, проводятся традиционные областные массовые состязания. Внедряются новые формы спортивной работы с детьми, такие как спортивный форум.

В настоящее время участниками проекта расширения физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях области стали 1266 школ, около 130000 учащихся 7-11-х классов; в общеобразовательных учреждениях сформированы 13265 школьных команд по игровым видам спорта. Средний процент охвата учащихся внеурочными формами физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях в настоящее время составляет 44,5.

Необходимо отметить, что территории, у которых достаточно высокий показатель занятости детей внеурочными формами физкультурно-оздоровительной работы, показали хорошие результаты на спартакиаде среди школьных команд по игровым видам спорта и легкой атлетике.

– Принятые меры оказали существенное влияние на участие школьников в спортивной жизни Подмосковья?

– Безусловно. В спартакиаде среди школьных команд по игровым видам спорта и легкой атлетике и «Веселых стартах Подмосковья» приняли участие более 5000 школьников из 70 муниципальных образований региона.

Данные проведенного мониторинга показали, что практически все общеобразовательные учреждения располагают необходимым спортивным оборудованием. Согласно анализу поступившей информации, в 16 процентах всех школ за счет компонента образовательного учреждения введен третий дополнительный час физической культуры в неделю.

Наиболее популярны среди школьников баскетбол, волейбол, гандбол, пионербол, регби, софтбол, стритбол, футбол и хоккей.

Начиная с 2007 года Министерством образования Московской области проводится спартакиада среди школьных команд по баскетболу, волейболу, футболу, гандболу и легкой атлетике.

Помимо спартакиады среди школьных команд, проводимой осенью, весной проводится спортивно-оздоровительный фестиваль школьников «Президентские состязания», включающий в себя тесты физической подготовленности и игровые виды спорта, такие как мини-футбол и стритбол.

– Областные спартакиады проводятся также и для воспитанников коррекционных общеобразовательных учреждений, не так ли?

– А также детей и подростков с девиантным поведением, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях Московской области. Соревнования проводятся по 11 видам спорта: «Веселые старты», мини-футбол, баскетбол, волейбол, лыжные гонки, легкая атлетика – «Шиповка юных», легкоатлетический кросс, плавание, настольный теннис, шашки и русская лапта.

В настоящее время без обеспечения тесного взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания обучающихся, активного взаимодействия спортивных школ с общеобразовательными учреждениями, широкого использования спортивных объектов различной ведомственной принадлежности при организации работы с детьми и подростками социальные эффекты от реализации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях сводятся к минимуму.

Понимание того, что будущее любой страны или нации невозможно без здоровых членов общества, привело к выработке единого мнения о роли и месте физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни молодежи, поддерживающего дееспособность государства и общества, и использованию массового спорта и оздоровительных систем в целях сохранения и укрепления здоровья населения, в частности молодого поколения.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте