Название поселка Сузун происходит от тюркского «зеленая вода». Знаменитые сосновые боры тянутся здесь вдоль рек многокилометровыми полосами. Указом императрицы Екатерины II от 7 ноября 1763 года в Сузуне построен медеплавильный завод, на монетном дворе которого чеканили сибирскую монету. На заводе выплавляли медь, серебро, отливали колокола, было налажено ружейное производство. Здесь была изготовлена первая в мире паровая турбина. Татьяна ОЛЬГОВА, начальник Управления образования администрации Сузунского района, считает, что образовательная сеть в районе соответствует историческим традициям и современной демографической ситуации.
В районе 36 учреждений образования: 20 школ, 11 детских садиков, Дом детского творчества, спортивная школа, круглогодичный загородный оздоровительно-образовательный лагерь, а также межшкольный методический центр и центр обеспечения образования. В школах хороший автобусный парк для ежедневного подвоза детей. Время в пути в среднем 10-20 минут, а расстояние от 6 до 14 километров. Определены первоочередные меры по совершенствованию образовательной сети:
– развитие новых моделей школ (базовая, опорная, ресурсный центр, социокультурный центр);
– пешеходная доступность для всех дошкольников и транспортная доступность для учеников 2-11-х классов;
– строительство и ремонт дорог;
– активное использование информационных технологий.
– Татьяна Васильевна, сколько в районе базовых школ?
– Их 8 на 5 школьных округов. Именно через базовые школы решается проблема нехватки кадров в округе: сетевые учителя ведут предметы в малокомплектных школах.
– А какова роль опорных школ?
– Они специализируются по нескольким направлениям. Например, Шипуновская и Болтовская одними из первых в районе создали школьную систему оценки качества образования. Мышланская специализируется на краеведении. Сузунская школа №301 стала опорной по предпрофильной подготовке и патриотическому воспитанию.
– Очевидно, возникают трудности с малокомплектными школами?
– Пытаемся увеличить их наполняемость. Для этого подбираем кандидатов в приемные родители среди жителей сел. Например, в селе Малышеве, где работает средняя общеобразовательная школа, созданы две приемные семьи, в которых воспитываются 9 детей.
Более десяти лет у нас нет начальных школ. Только в одном селе с двумя первоклашками занимается учительница. Мы стараемся убедить родителей в преимуществах средней школы: раннее обучение иностранному языку и информатике, кружки и спортивные секции, различные внеклассные мероприятия, лагеря дневного пребывания детей. Я сама училась в начальной школе, поэтому плюсы и минусы ее знаю. Да, хорошо, что пешеходная доступность, почти домашняя обстановка. Но когда я пришла в пятый класс Сузунской средней школы, она была для меня не просто открытием, а другим миром с совершенно иными возможностями.
– А местные власти помогают в решении проблем образования?
– Муниципалитет поддерживает инновационную деятельность школ, особенно малокомплектных: выделяются средства на реализацию проектов.
– Что, на ваш взгляд, нового привнес нацпроект?
– Прежде всего обновление материально-технической базы школ. Построены спортивные и игровые площадки, хоккейные коробки, приведены в соответствие с СанПиНами школьные столовые.
Растет число школ и педагогов, участвующих в конкурсах инновационных программ. 1-я, 2-я и 301-я сузунские школы, а также Мышланская стали победителями конкурса в рамках ПНПО, 28 педагогов получили гранты.
– Как вы относитесь к инновациям в образовании?
– Инновационность – принцип решения сложных проблем, которые невозможно разрешить традиционным способом. В районе, например, принята программа улучшения демографической ситуации. Перед системой образования поставлена задача по укреплению института семьи, семейных ценностей и семейных традиций. Один из возможных путей решения этой задачи состоит в том, чтобы родители стали полноправными членами образовательного сообщества через советы школ и родительские комитеты. Мы привлекаем родителей в качестве социальных заказчиков при формировании учебных планов, экспертизе качества образования, и это дает определенные результаты.
– Как отразился на зарплате учителей переход на новую систему оплаты труда?
– Произошел существенный рост номинального значения средней зарплаты. По отношению к уровню 2007 года она в целом по отрасли возросла в 1,74 раза: в общеобразовательных школах – с 8069 до 12582 рублей, в детских садах – с 4800 до 9158 рублей, у педагогов дополнительного образования – с 9888 до 13393 рублей.
Повышение произошло за счет изменения принципов начисления зарплаты и введения регламентов распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. Реализация этих принципов во взаимосвязи с нормативным финансированием ведет к оптимизации соотношения педагогических работников и административно-вспомогательного персонала. Уходит в прошлое и «погоня за часами» в ущерб качеству образования. Правильно поступают те директора и педагогические коллективы, которые ищут экономические резервы внутри системы образования, например, за счет увеличения наполняемости классов и эффективного использования энергоресурсов.
– Татьяна Васильевна, каковы планы на будущее?
– Во-первых, отремонтировать здания школ и детских садов.
Во-вторых, обеспечить сельские школы сельскохозяйственной техникой. Согласитесь, научить работать на земле невозможно на старом тракторе.
Когда-то Булат Окуджава сказал замечательные слова: «Чувство долга и чувство ответственности незнакомы унылой посредственности». Воспитать личность может только личность. Необходимо повышать культуру и образованность учителя. Педагог должен постоянно учиться, путешествовать, много читать и не думать о хлебе насущном.
Комментарии