Продолжение. Начало в N 19-20
В первичном коллективе – разновозрастном отряде от семи до пятнадцати человек. Эту норму Макаренко вывел ЭМПИРИЧЕСКИ в течение ДЕСЯТИ лет путем тончайших наблюдений, которые он начал еще в колонии имени Горького.
Глубочайший смысл установленной им “цифири” Антон Семенович разъясняет в своей манере, т.е. словами с глубоким, но понятным смыслом (в отличие от многих нынешних “инноваторов”, которые заворачивают свое шарлатанство в такую упаковку, что и чертям становится тошно,- “парк методических средств”, “вектор мысли”, “индивидуально-образовательная траектория”, “человеческие практики”, “предметно-проблемное поле” и подобные мутанты): “Первичный коллектив, то есть коллектив, который уже не должен делиться дальше на более мелкие коллективы, образования, не может быть МЕНЬШЕ 7 и БОЛЬШЕ 15 человек. Я не знаю, почему это так, я этого не учитывал. Я ТОЛЬКО ЗНАЮ, что если первичный коллектив меньше 7 человек, он начинает обращаться в дружеский коллектив, в замкнутую группу друзей и приятелей”.
И дальше: “Первичный коллектив больше 15 человек всегда стремится к разделению на два коллектива, всегда есть линия разделения”.
Чтобы понять до конца масштабность этого открытия, необходимо различать “УПРАВЛЕНИЕ” и “УПРАВЛЯЕМОСТЬ”. Управлять можно лишь тем, что поддается управлению, т.е. обладает УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ. Увеличьте количество солдат в отделении на два человека, и командир отделения взвоет белугой. Об этом знали и Александр Македонский, и Цезарь, и Ганнибал. Не знают только “научные психологи”. Класс в качестве первичного коллектива совершенно неуправляем, а вот разновозрастный отряд, изобретенный Макаренко, как раз то, без чего об “УПРАВЛЯЕМОСТИ”, а стало быть и о “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИИ”, не может быть речи: “воспитательный процесс” расползается, как кисель без тарелки.
Педагогические академики – “инноваторы”, “творчески развивая учение Макаренко”, уже “доказали”, что в школе тоже есть “первичные коллективы” и поэтому незачем городить огород, выдумывать какую-то УПРАВЛЯЕМОСТЬ и какое-то “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЕ”. “Доказали” просто: выдрали из системы Макаренко термин “первичный коллектив” и, ничтоже сумняшеся, пришлепнули его, как модную наклейку, на сугубо учебное объединение детей, на класс. Прием тот же, что в случае с кошкой, под “портретом” которой написали, что это не кошка, а лев.
Такие “инноваторы” кишмя кишели и во времена Макаренко. Он их деликатно вразумлял: “Класс объединяет детей в повседневной дневной работе, и соблазн воспользоваться этим обстоятельством приводил к тому, что ТАКОЙ первичный коллектив отходил от интересов общего коллектива. Слишком много, слишком солидные основания для того, чтобы уединиться от ОБЩЕГО КОЛЛЕКТИВА в границах отдельных КЛАССНЫХ ИНТЕРЕСОВ”.
В том же абзаце: “ТАКОЙ первичный коллектив, объединенный в своих границах, всегда имеет ТЕНДЕНЦИЮ отойти от интересов общего коллектива. В ТАКИХ случаях первичный коллектив ТЕРЯЕТ СВОЮ ЦЕННОСТЬ как первичный коллектив и становится ПОГЛОЩАЮЩИМ интересы общего коллектива, и ПЕРЕХОД к интересам общего коллектива оказывается затрудненным”.
По-моему, все ясно, как на ладони: класс – это ТАКОЙ “первичный коллектив”, который ФАКТИЧЕСКИ первичным коллективом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ и БЫТЬ им НЕ МОЖЕТ. Но на всякий случай попытаюсь сказать еще проще с учетом того, что показал мой опыт применения теории Макаренко “В НАШЕ ВРЕМЯ”. Главный его воспитательный недостаток – это количество детей, да к тому же СВЕРСТНИКОВ. Оно многократно превышает норму управляемости и ЕСТЕСТВЕННО приводит к тому, что класс распадается на группировки, в которых КЛАНОВЫЕ интересы преобладают не только над интересами целой школы, но даже целого класса. Замыкаясь в таких группировках, обособляясь от интересов класса и школы, дети невидимо для педагогов и незаметно для себя ежедневно и ежечасно УПРАЖНЯЮТСЯ в ГЛУХОТЕ к КОЛЛЕКТИВНЫМ и дальше – ОБЩЕСТВЕННЫМ интересам, из чего и прорастают два самых страшных врага человеческого общежития: СОЦИАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ и склонность к объединениям МАФИОЗНОГО типа. Оба эти врага – “близнецы-братья”. Социальная пассивность поощряет мафиозность, а мафиозность неустанно подпитывает социальную пассивность. Кстати, мафия – это далеко не всегда торговля наркотиками или кровавые разборки. Много чаще она проявляется в более скрытых формах, в КУМОВСТВЕ, КРУГОВОЙ ПОРУКЕ, во взаимном “ПРОЩЕНИИ”, в нравственных, политических, экономических БЕЗЗАКОНИЯХ, которые, как древесный червь, подтачивают ДЕМОКРАТИЮ и превращают в труху НРАВСТВЕННУЮ СТОЙКОСТЬ народов. А насколько эти оба врага сильны и опасны, показали коммунизм и фашизм. Сегодня мы на чем свет стоит костерим пресловутые американские боевики, которые, как нам кажется, и являются первопричиной “культа насилия” и всякой другой безнравственности. Здесь нас снова подводит дефицит каузальности. Вспомните фильмы советского прошлого. Сплошная стерильность! А что в осадке? “Новые русские”, “русская мафия”, обвальный рэкет, коррупция на всех этажах, эпидемия алчности, бесчестия и бессердечности! Все это нарабатывалось и копилось в ШКОЛЕ, в которой уповали на “воспитывающее обучение”, не понимали значения управляемости и “СОБСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ”. Так что, нечего пенять на зеркало, коль целенаправленно пестовали и пестуем “кривые рожи”.
И Америка. Что она, крутит свои триллеры от хорошей жизни? Да Боже упаси! Учить научились (у Коменского, Песталоцци, Дистервега и Ушинского), а с воспитанием – как у нас: конь не валялся!
Валентин Кумарин
(В следующем номере “Ста друзей” читайте очередной материал – “Эффекты собственно воспитания”)
Комментарии