Только так можно определить популярность будущей профессии
Инерция – великая вещь. Уже и сами преподаватели вузов говорят о том, что многим нынешним первокурсникам экономических и юридических факультетов негде будет работать. На рынке труда сегодня переизбыток представителей этих профессий. Но, несмотря ни на что, конкурс год от года не уменьшается, а денежные родители юных абитуриентов согласны даже в негосударственный вуз пристроить ребенка, лишь бы тот освоил все тонкости загадочной российской экономики или стал важным правоведом.
Но только ли в инерции дело? В ответ любой смышленый одиннадцатиклассник попытается узнать, какие профессии будут самыми высокооплачиваемыми в области лет через пять-шесть и на каких предприятиях его будут ждать с распростертыми объятиями. Но удовлетворит ли свое любопытство среднестатистический старшеклассник не столичной, а, к примеру, воронежской школы?
Рассказывает Игорь Суровцев – председатель комитета по работе высших и средних учебных заведений администрации Воронежской области, доктор технических наук, профессор:
– Трудоустройство студентов и прогнозирование рынка труда выпускников вузов сегодня больной и сложный вопрос. Не проходит недели, чтобы на каком-нибудь заседании не обсуждалась эта проблема. Что-то удается сделать. Например, в этом году после многолетнего перерыва у нас снова появились студенческие стройотряды. Ребята неплохо заработали, привезли по четыре-пять тысяч рублей.
Сейчас мы планируем совместное совещание с работниками областного Департамента занятости, надо решать проблемы сообща. Как только начинается лето, от студентов, рвущихся поработать, отбоя нет. И в вузовские профкомы приходят, и мне звонят. Нужен общий компьютерный центр, чтобы в каждом вузе была полная информация о всех вакансиях. Студенты – народ бойкий, не всякий захочет в очереди на бирже стоять, с бумагами возиться. А так – пришел в центр и получил всю информацию.
– Игорь Степанович, согласитесь, это все-таки разовые меры. Ситуацию в целом они меняют мало. Без прогнозирования рынка труда не обойтись.
– Разумеется. Необходимы серьезные социологические исследования, прогноз развития промышленности, а это уже работа для нескольких департаментов и немалые деньги. А как только зайдет речь о финансировании, сразу вспомнят о двух концепциях подготовки специалистов. Результат первой – человек, обладающий навыками самостоятельного мышления, готовый переучиваться в любой момент. Вторая, основанная на принципах предметоцентризма, – специалист ориентирован на конкретную рыночную нишу, постоянную работу в той или иной отрасли. Реализация второй концепции теперь затруднительна. В свое время на физическом факультете мы целенаправленно готовили специалистов для НПО “Электроника”. Заключили с ним долгосрочный договор, у студентов не было проблем с практикой. Сегодняшняя экономическая обстановка этого делать не позволяет. Предприятиям и без практикантов несладко. Многие ли директора заводов могут сказать, какие специалисты понадобятся им через несколько лет? Какую продукцию они будут выпускать? Все это гадание на кофейной гуще. Реально что-то прогнозировать очень тяжело. Хотя все понимают: заказ на специалистов должен быть как на государственном, так и на региональном уровне. Но даже когда государство лицензирует высшие учебные заведения, оно не анализирует, какие специальности нужны. В итоге мы имеем многочисленные вузы для подготовки только юристов и экономистов.
– Выходит, анализировать и составлять прогноз развития рынка труда по областям должно государство?
– Нет, это в большей степени забота областного правительства. И, может быть, еще ассоциации “Черноземье”, так как воронежские вузы обучают довольно значительное число студентов из соседних областей.
Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж
Комментарии