search
main
0

Поезжайте! Но… денег нет. Что мешает российским педагогам блистать на международном уровне

В 1988 году по инициативе американского предпринимателя Питера Копена и при поддержке российского академика Евгения Велихова была организована всемирная ассоциация педагогов, совместно работающих через Интернет. Она получила название IEARN, что совпадает по звучанию с фразой I earn – «Я зарабатываю» как в прямом, так и в переносном смысле. Расшифровывается эта аббревиатура так: International Education and Resource Network – «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (http://iearn.org).

Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, представитель РФ в IEARN, Новосибирск

Лозунг IEARN: Making a difference in the world (Изменить мир к лучшему). А начиналось все скромно. Одна школа в Нью-Йорке и одна школа в Москве начали обмениваться электронными письмами. В 1993 году прошла Первая международная конференция IEARN по интернет-образованию, на которой присутствовали представители пяти стран. Сейчас IEARN объединяет 115 стран, более 20000 школ. На сегодняшний день это самая большая всемирная организация педагогов, совместно работающих через Интернет, решающих методические задачи. Стать членом IEARN может любой учитель-предметник. Знание английского языка желательно, но не обязательно: часто педагоги работают в тандеме, например, учитель иностранного языка и учитель информатики. Бывает, что первые шаги делает активный родитель, который хочет, чтобы его ребенок участвовал в жизни планеты. Для того чтобы стать членом IEARN, достаточно зайти на сайт, заполнить анкету. Полезно обратить внимание на все пункты, включая «Профессия», «Адрес», «Возраст учащихся», «Предмет». Заполненная анкета автоматически уходит координатору по стране, предоставленные сведения проверяются, а затем новый участник вводится в общую базу данных. Ежемесячно ему приходят электронные новости, где перечисляются все текущие проекты. Выбирайте то, что вам по душе, отсылайте электронное письмо координатору и начинайте работу.

Безопасность детей – приоритетное направление работы IEARN. Никаких личных данных о детях, адресов для переписки на сайте вы не найдете. Анкету заполняют именно педагоги, потом они могут ввести в базу данных своих учеников, помочь им начать международное общение. Ежедневно более миллиона учащихся участвуют в международных проектах, а проектов ежегодно проводится более 150. Тысячи учителей мира общаются между собой. Важный вопрос: как сделать проекты гармонической частью школьной программы? Каждый учитель решает его вместе с учениками. Обмениваясь в течение учебного года электронными посланиями, выступая на форумах, школьники учатся видеть в представителях других стран таких же людей, какие живут в своих странах. Выполняя различные проекты с 1997 года, мы со школьниками выработали свой лозунг, перенятый позднее многими педагогами мира: «Быть другим не значит быть плохим». Нам приходилось отвечать на самые неожиданные вопросы. Например, партнеры из Африки спросили: «Что за белое вещество покрывает у вас всю землю зимой? Можно ли на него наступать?» Имелся в виду снег, которого в Сибири зимой очень много. Американцы и австралийцы неоднократно спрашивали нас, почему у нас в школе нет черных детей. Больше всего удивления в мире по-прежнему вызывает тот факт, что в Сибири есть цивилизация и даже Интернет. Приезжая на ежегодную конференцию, я стараюсь построить свое выступление максимально информативно, делаю красочные презентации о России.

Какая здесь возникает основная сложность, с какой проблемой сталкивается российский педагог? У департаментов образования нет строки бюджета «Командировка учителя на международную конференцию». Любой педагог знает, насколько сложно, а то и невозможно, добиться выделения средств на поездку, будь то всероссийская олимпиада или международный форум учителей. В 2002 году на очередную конференцию IEARN в Москву приехали большие представительные делегации из разных стран. Россиян было очень мало, потому что у нас нет денег. А нам есть что показать, чем поделиться. У нас прекрасные сильные методисты, талантливые дети. В 2006 году я получила международный грант для поездки на очередную конференцию в Голландию вместе со своей ученицей. Затем потратила несколько месяцев на то, чтобы найти деньги для своей молодой коллеги. Власти на всех уровнях признавали полезность и необходимость участия в важном всемирном мероприятии, давали обещания, но на том дело и кончалось. В конце концов по просьбе директора школы помог состоятельный родитель, а деньги за командировку областное Управление образования выплатило спустя год, хотя все документы были подписаны задолго до того. В этом году талантливая, активная учительница из провинции получила отказ в визе, потому что не смогла предоставить необходимые финансовые документы.

На сегодня в базе данных IEARN зарегистрировано 757 активно работающих педагогов из РФ. Учитывая, что компьютерами и Интернетом оснащены все школы страны, эта цифра крайне мала. Работа над проектами часто никак не оплачивается, хотя все достижения учителей и учеников с удовольствием включаются в школьные отчеты. Судя по письмам, которые я получаю со всей страны, подобные проблемы возникают везде.

Если администрация школы видит перспективность, пользу от международных проектов, учитель получает поддержку и постоянно расширяет как свои горизонты, так и горизонты учеников. Важно понять, что Интернет – это мощный инструмент для сбора информации, для познания мира и общения. Не зря говорится: грамотный человек сегодня – это тот, кто знает и умеет быстро находить нужную информацию, в том числе в Сети.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте