Вспоминается суждение одного из величайших теоретиков искусства – немецкого мыслителя Георга Гегеля: «Поэзия возникла, когда человек решил высказаться…» С возрастом, видимо, потребность в диалоге с современниками не снижается, а может, и возрастает. Умудренному возрастом человеку есть что сказать: осмыслены десятилетия жизни в профессии – профессии сложной, даже тяжелой, имеющей глубокое название «педагог».
«Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней» – слова эти принадлежат Анатолию Васильевичу Луначарскому, ныне почти забытому российскому революционеру и советскому государственному деятелю, писателю, переводчику, публицисту, критику, искусствоведу, который с октября 1917 по сентябрь 1929 года был первым наркомом просвещения РСФСР. Так что в определении смысла профессии педагога Луначарскому можно доверять.
Все авторы этого сборника стихов педагоги, а точнее, сегодня они ветераны педагогического труда. Когда вы будете читать их стихи, то задумайтесь над очень распространенным утверждением о неминуемом профессиональном выгорании учителей. Думается, что этот «вирус» оседает в душах тех, кто профессию педагога выбрал ошибочно. Стихи же, опубликованные в сборнике, свидетельствуют о том, что авторы состоялись как личности именно в этой тяжелейшей профессии. Работа в школе навсегда осталась в сознании как лучшая и осознанная часть прожитых лет. Они сохранили и любовь к жизни, и способность остро воспринимать действительность, и готовность участвовать в жизни страны. О духовном богатстве этого поколения говорит очень точное понимание самой природы поэзии:
Стихи изначально живут во Вселенной, –
А дарит их миру поэт.
Надежда Зайцева
У авторов этих стихов есть (и надо) чему поучиться. С каким достоинством оценивает прошлое Альберт Никель:
Мир в детстве самом
Заполнен светом,
И папа с мамой,
И бабка с дедом.
Но разразилась
Война, как темень.
Ушло, как снилось,
Былое время.
Но не бесследно.
И слава богу,
Мы жили бедно,
Но не убого.
С благодарностью приходится удивляться, как глубоко наши ветераны понимали предназначение учительского служения:
Вот школьный прозвенел звонок,
Иду в свой кабинет я чинно,
Даю истории очередной урок,
И для волнений нет причины.
Должны историю все дети знать:
Она поможет разобраться в жизни,
За что им стоит воевать,
Быть патриотом для своей Отчизны.
К чему стремиться и чего желать,
Кем стать, чтоб пользу приносить,
Что строить, а чего ломать,
Чтоб в этом мире лучше жить.
Так понимал цель своей работы в школе Владимир Зубарев.
Сегодня это поколение учителей должно быть услышанным. Ибо когда умолкнут такие голоса искренности и здравомыслия, то кто-то обязан будет продолжить этот гимн служения детям, иначе наступит безвременье… Совершенно очевидно, что содержание этих стихов – это отклик на время, это о самом важном, чему сегодня надо научить наших детей:
Гордиться Россией учитесь!
К вершинам познания стремитесь.
Успеха лишь тот достигает,
Кто этого очень желает!
Елена Ганчукова
Стихи наших ветеранов педагогического труда стоит почитать и ученикам. Многие из них – с посвящением своим матерям, детям и друзьям. Это говорит о невероятной силе любви к своим близким, о понимании главного: человек становится полноценной личностью не тогда, когда он «успешен», а когда ощущает себя органической частью общего – мира, природы семьи, Родины. Авторам Московский городской Дом учителя выражает сердечную благодарность, желает здоровья и творческого долголетия.
Лариса ЧЕРНИЧЕНКО
Оставь себя
Жизнь прошагав с восхода до заката,
Остановись, мой путник, напослед.
Во всем, чем жил ты и дышал когда-то,
Оставь навеки людям добрый след.
Оставь себя в сверкающей росинке,
Что задремала в утреннюю тишь,
И в каждой зеленеющей травинке,
И в каждом, с кем дела свои вершишь.
Оставь себя и в сильном, добром слове,
И в каждой нужной нам, как хлеб, строке,
И в памяти земли, родной до боли,
Оставь себя в своем ученике!
Елена Завьялова
Находка для Леонардо да Винчи
Над картиной «Тайная вечеря»
Он трудился целых сорок лет,
В поисках достойнейших моделей
Обошел почти весь белый свет.
А когда он приложил все силы
К поиску модели для Христа,
Вдруг прельщен был образом столь милым
Юноши… Как с чистого листа…
Звали его Пьетро Бандинели.
Лик Христа обрел его черты.
Добротой глаза его блестели –
Образец духовной красоты!
Но у жизни есть свои причуды.
В поисках модели для Иуды
Леонардо как-то в передряге
Взгляд остановил свой на бродяге,
Вышедшем недавно из тюрьмы
(Ни двора, ни дома, ни сумы):
Грех оставил на лице следы
«Темных» дел, инстинктов и беды.
И на нем остановил свой выбор,
Не желая заменить кем-либо.
Каково же было удивленье,
Когда в нем узнал он… Бандинели!
Вот каким быть может человек –
И святым, и грешником в свой век.
Валентина Бончак
Время действовать
«Вы только не стойте, идите».
Найдете всегда, что хотите.
А может, и больше найдете,
Когда с ясной целью живете.
А если на месте сидите,
То главное все проглядите.
Когда вы упорно идете,
То к цели желанной придете.
Запомните мудрую фразу:
«Не все получается сразу!».
Терпение, труд постоянный –
И вызреет плод ваш желанный.
Нам жизни бы только хватило.
Лил дождь или солнце светило.
В душе поселяется счастье,
Когда принимаешь участье
В делах для России полезных:
В мостах и дорогах железных,
В ракетах, машинах, заводах,
В станках, кораблях, пароходах.
Найдут применение руки
В искусстве и в нанонауке.
Почетна работа любая,
И ей ни конца нет, ни края!
Гордиться Россией учитесь!
К вершинам познания стремитесь.
Успеха лишь тот достигает,
Кто этого очень желает!
Елена Ганчукова
Диалектика молчания
Мысль изреченная есть ложь.
Федор ТютчевМолчанье истолкуем как хотим.
Эдгар Ли Мастерс
Порою в искреннем признанье,
боясь неточностью солгать,
несем незримую печать
неразрешимого молчанья.
И гекатомбою уму
заклав словесное искусство,
клянем непониманья тьму
в невыразимой скорби чувства.
Всегда ль и речи разберешь?
Им слух чужой грозит уроном!
И благо молвленная ложь,
когда молчание темно нам?
Но часто мы по пустякам
заводим яростные споры
на радость злобным дуракам!
В оценках горячи и скоры,
потоки обвинений льем
на мельницу последней ссоры!
Так одиноки, хоть вдвоем,
друг друга уязвить стараясь
обиды ржавым острием!
И я в несдержанности каюсь,
и, сердцем чувствуя беду,
на полуслове осекаюсь
и твоего молчанья жду…
Александр Артемов
Чудеса случаются
Чудеса случаются,
Только очень верь!
Кто-то вот отчаялся
В жизни от потерь,
Кто-то крошки хлебные
Ест наперечет,
А кому лечебная
Помощь не идет.
Кто-то просто молится,
У других нет сил,
Кто-то руку тянет к вам,
А кто не попросил.
Кто-то с горем на один
Веру потерял,
Кто-то из последних сил
Людям написал.
Но отбрось ты жалость
К самому себе,
Скинь ты всю усталость,
Не думай о себе.
Ведь кому-то хуже,
Ты им помоги,
Стань кому-то нужным,
Радость подари.
Ангелы все видят,
Доброе зачтут.
И к тебе нежданно
Чудеса придут.
Кто-то улыбнется,
Станет жизнь светлей,
И восходит солнце
Вновь в судьбе твоей.
Просто возвращается
Доброе в сто крат,
Жизнь ведь не кончается,
Коль добром богат!
Наталья Выступец
Неоплаченный долг
Среди гор, лесов, холмов,
От истока родника
И от таянья снегов
Начинается река.
А начало жизни всей
Возникает от любви.
У людей, у птиц, зверей
Мать – источник всей семьи.
Никого дороже нет,
Прямо я сказать могу.
С появления на свет
Перед ней мы все в долгу.
Лаской, нежностью, теплом,
Над дитем своим дыша,
С материнским молоком
Наполняется душа.
Все идет от матерей.
Говорить начнем едва –
И понятны только ей
Наши первые слова.
Мать, она тебя поймет.
Горе будет иль беда,
То на первый зов придет,
Чтоб помочь всегда.
В трудный час примчится вновь.
С ранних лет ее люби.
Материнскую любовь
Не обидь, не оскорби.
Ей не важно, сколько лет.
Мать бывает лишь одна.
Береги ее от бед,
Ей любовь твоя нужна.
Друга ближе и родней
В жизни встретить не могу.
Мы всегда у матерей
В неоплаченном долгу.
Валентина Ионова
Комментарии