Мой знакомый – поэт и эссеист, выпускник Литературного института имени А.М.Горького – бросил столицу и отправился в дагестанское высокогорье. Там, в небольшом поселении на полтысячи человек, пустовал его отцовский дом. К дому подвели газ, а воду он собственноручно носит с родника.
Поэт решил поработать учителем английского языка в небольшой сельской школе. 70 учеников там обучают 30 учителей. В классах по 4-5 учащихся, а в самом большом из них, нынешнем 11‑м, -10.
Три раза в неделю после первой смены в этой школе мой знакомый спускается в соседнее село – по нынешней погоде всего полчаса быстрым шагом. Учатся там, по его словам, в пяти комнатах, отопление на дровах, а вместо звонка колокольчик. Старшие мальчики колют дрова, а дежурный по классу разводит огонь. На перемену выходят побегать в яблоневый сад и мечтают о том, чтобы скорее зима – кататься на санках по склону.
Сегодня, в День учителя, очень хочется вспомнить и отметить труд и таких педагогов, работающих в отдаленных населенных пунктах, порой в не очень комфортных условиях. А еще учителей старшего поколения, связавших всю свою жизнь со служением школе.
В эти дни определится победитель 32‑го Всероссийского конкурса «Учитель года России». Это яркое мероприятие – настоящий смотр педагогических талантов со всей страны. Вот уже более трех десятков лет он служит тому, чтобы дополнительно скрепить российское образовательное пространство, а еще создать площадку для профессионального и творческого общения. В этом году финальные испытания принял гостеприимный Ростов-на-Дону, и сделал это блестяще, за что хотелось бы вновь поблагодарить всех тех, кто прикладывал к этому усилия.
Каждый профессиональный конкурс – это радость побед и горечь поражений, а еще нередко и воля случая. Вспомните хотя бы победителя «Учителя года России»-2020 Михаила Гурова, который был приглашен представить родной край на конкурсе из-за пандемии коронавируса, не позволившей провести региональный этап. И как блестяще он выступил в этом конкурсном марафоне, заслуженно вознеся над головой Большого хрустального пеликана!
Не умаляя ценности победы, хочется пожелать всем участникам конкурса мудрости. Все мы победители и все мы проигравшие. Главное, что мы выносим из опыта, обретенного на этом пути.
Наша редакция долго работала над этим номером «Учительской газеты», постаравшись сделать журналистский и редакторский подарок нашим читателям.
С Днем учителя со страниц этого номера вас поздравят Татьяна Голикова, Алексей Комиссаров, Галина Меркулова и другие.
Здесь вы найдете интервью с ректором МГУ имени М.В.Ломоносова Виктором Садовничим, заместителем министра просвещения России Анастасией Зыряновой, этнографом и путешественником Николаем Миклухо-Маклаем. Среди авторов номера наряду с сотрудниками редакции яркие имена в педагогике и образовании – Любовь Духанина, Евгений Ямбург, Александр Кондаков, Михаил Богуславский, Лев Айзерман.
А еще в этом выпуске газеты не традиционные 24 полосы, а все 32. Все дело в том, что в рамках восьмиполосной вкладки мы рассказали о грандиозном проекте «Большая перемена», который проводит огромную системную работу по раскрытию талантов школьников.
Сфера образования приоритетная для любой страны. Многое за последнее время сделано как для повышения статуса педагога, так и для обновления материально-технической базы образовательных организаций всех уровней. Но перед всеми нами стоят еще более амбициозные задачи. Приезжая в регионы и общаясь с учителями, управленцами системы образования, экспертным сообществом, понимаешь, что мы справимся.
А когда узнаешь о таких учителях, как тот, с рассказа о котором я начал, то уверенность эта лишь возрастает.
Спасибо всем вам и с праздником!
Арслан ХАСАВОВ, главный редактор «Учительской газеты»
Комментарии