В нашем непростом и постоянно меняющемся мире начинаешь по-особенному ценить вещи, которые, несмотря на любые обстоятельства, остаются неизменными. От них не ждешь подлости. В часы, когда не ищешь экзотики и острых ощущений, когда не готов к каким бы то ни было потрясениям, ты отдаешь предпочтение проверенному ресторану, любимому фильму, затертой пластинке, перечитанной неоднократно книге и любимому дивану…
Педагоги, знакомые с семинаром в Лазаревском от «Творческих педагогов Дона», понимают, почему я начал свой очерк именно с такого сравнения: побывавшие там однажды хотят вернуться вновь. И возвращаются. Особенно теперь, когда семинаров стало много, а времени мало, старый друг вернее новых двух.
Хотя… Разве можно назвать семинар, которому в этом году исполнилось 18 лет, старым? Ведь это так мало даже по меркам человеческой жизни, которая сама по себе ничтожна в формате вселенской бесконечности… Но все же недаром возраст этот называют совершеннолетием, человек становится готовым к вступлению в полноценную взрослую жизнь! А быть взрослым – значит прежде всего уметь брать на себя ответственность! В этом отношении семинар уже давно таковым и является: за годы своего существования он дал старт к победе десяткам «пеликанов» (в том числе и большим), окрылил сотни и вдохновил тысячи педагогов по всей стране! Не побоюсь преувеличения, ведь влияние семинара простирается и транслируется через участников далеко за его пределами. При этом ему удается сохранять атмосферу всеобщего праздника встречи друзей и уюта. Далеко не всегда на семинары ты приезжаешь как домой, но к «лазаревке» это совсем не относится. Во многом такая атмосфера задается хозяйкой встречи – мамой семинара Галиной Михайловной Нестеренко. Про эту женщину, учителя, методиста можно многое написать, но каждый, кто с ней знаком, согласится, что Галина Михайловна бесконечно преданна делу, которому служит, людям, с которыми дружит, идее, которая не дает остановиться, несмотря на все житейские перипетии. Думаю, что именно преданность делает эту замечательную женщину такой, какой мы ее знаем: энергичной, волевой, характерной, вдохновленной, любящей и мудрой, как сова (статуэтки этих птиц она многие годы коллекционирует). И конечно, продолжая начатую нить повествования, могу сказать, что Нестеренко равно качество. И не найдется педагога, знакомого с ней (а их тысячи, как вы помните), который бы попытался это оспорить…
Его величество Учитель
Осенний лазаревский семинар – это пять дней очень плотной, насыщенной программы, за которые можно успеть не только вырасти на несколько голов над собой, но и прожить маленькую жизнь. Так было всегда. Так было и в этом году.
В этот раз семинар носил название «Его величество Учитель» и был посвящен предстоящему Году педагога и наставника в России. Не погрешу против истины, если позволю заявить, что сегодня каждый второй семинар и публичное выступление посвящены наставничеству, но ведь «лазаревка» – это не про веление времени… Вопросы, которые поднимает семинар, смело можно назвать вечными, и ответы, которые на них находят, тоже не в угоду повестке, а во служение истине. Потому начать работу нельзя было ни с круглого стола, ни с панельной дискуссии или подобных трибун – забитых форматов, на которых тезисы утопают в пучине слов и мнений. Флагманом первого дня стали… творческие вечера! И микрофон не в руках новоиспеченных победителей профессиональных конкурсов – слово держат те, кого называют наставниками. Вот приветствие и слова напутствия звучат от Ирины Георгиевны Димовой, кандидата педагогических наук, первого заместителя главного редактора независимого педагогического издания «Учительская газета», человека, безусловно, давно уже не нуждающегося в дополнительных представлениях. Большая удача – иметь возможность пообщаться с ней, узнать мнение о том или ином событии, выступлении, имея грандиозный опыт, Ирина Георгиевна всегда остается честным и открытым к диалогу собеседником. Она умеет вдохновлять и вселять уверенность в собственных силах, не думаю, что стал бы писать вообще, если бы однажды она не сказала, что стоит попробовать. И вот уже микрофон в руках Азиды Гиссовны Джамирзе, учителя музыки из г. Адыгейска, почетного работника общего образования РФ, заслуженного работника народного просвещения Республики Адыгея и финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года России»-1997. Выбор не случаен: в этом году участники того финала отмечают его 25-ю годовщину. Азида Гиссовна не победитель, призер или лауреат – «шестнадцатая», как принято называть на конкурсе. И в этом главная благодать! Так получается, что из более чем 80 участников с годами остаются заметными лишь единицы, а остальные, тоже отмеченные знаком золотого пеликана, навсегда растворяются в истории… Это несправедливо и неправильно! На сцене разворачивается мастер-класс, дать который под силу далеко не каждому: «Жизнь длиною в 25 лет: в конкурсе и после него». Я как-то писал на страницах «Учительской» о своих переживаниях и о том, что произошло со мной за год после получения заветного Хрустального пеликана, но что такое год пеликана в сравнении с четвертью века? Целая жизнь за тридцать минут. А в ней столько всего произошло! Череда фотографий, встреч, новых высот, вызовов и достижений! Можно вспоминать часами… Зал готов слушать, ведь каждый в этой элегантной учительнице видит себя и тот путь, который еще предстоит пройти… Но найдутся ли силы? Азида Гиссовна в завершение встречи говорит важные слова: «Спасибо конкурсу за то, что позволил поверить в себя и не дает останавливаться». Мы обсуждали с Азидой Гиссовной, что было бы очень неплохо исполнить какую-нибудь песню или стихотворение в завершение встречи, но, как и положено творческой натуре, она нашла самый элегантный способ передать микрофон следующему выступавшему. И вот звучит вальс, а на сцене кружит уважаемый и дорогой для нас учитель музыки, а ведет партию абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1993 Олег Геннадьевич Парамонов… Трогательный момент – вальсирующие учителя, давно заслужившие и почет, и уважение, но не согласные на то, чтобы почивать на лаврах… Разве это не пример для нас?
Олег Геннадьевич и сам уже точно не скажет, кто он – учитель, ставший поэтом, или поэт, ставший учителем. Уверен, что не найдется в педагогическом сообществе человека, который хотя бы однажды не слышал поэтических строк Парамонова. Их любят, цитируют, ими восхищаются. Я буду банальным и вновь вернусь к тому, с чего начинал: все, что Олег Геннадьевич читал со сцены, я слышал, но мне так хотелось в тот вечер, чтобы прозвучали вновь именно эти строки! Совсем не потому, что читать больше нечего, у поэта более десятка успешных сборников, но в атмосфере дружбы, царившей в зале, так нужны были строки о маме, отце, дедушке и, конечно же, посвященные (по персональной просьбе) Шалве Александровичу Амонашвили, о всепобеждающем солнечном нолике. Ни слова, казалось бы, о методике, но… каждое слово о том, что значит быть Учителем и Человеком.
Так, в первый день семинар и был крещен на то, чтобы облачать чувства в поэтические строки, которые рождались буквально на лету. Вот потом и судите, была ли эта тонкая задумка организаторов или их бесконечная прозорливость.
Созвездие мастеров
Во второй день сцена расцвела созвездием мастер-классов. Каких только педагогов она не видела! Свои первые шаги на ней делали ставшие уже гигантами учительской мысли «пеликаны» всех возможных мастей. Сложная площадка, ответственная, она не приемлет фальши, игры, поверхностности. Потому на ней что ни выступление, то гармоничное слияние опыта, новизны, практики. И даже навязшие в зубах ФГОС, ФГ, ЕГЭ не формализованы, и в темах, связанных с ними, нет шаблонов, сухих понятий и стереотипных формулировок, мы увидели оригинальные методики, чистую энергию творчества, способную питать, оживлять и наполнять смыслом нашу профессию.
Параллельно с выступлениями свою работу вел проектный офис «Идеальный образ наставника». Его для участников семинара организовали сотрудники Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея (ЦНППМ ПР) и региональное отделение клуба Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года». Простая идея: пять сессий по 15 минут, каждая из которых начинается с чтения очередной главы рассказа, написанного специально к семинару. Главная идея произведения заключается в том, что одна и та же ситуация может выглядеть совершенно по-разному, если смотреть на нее под иными углами или обладать ограниченным набором информации. Общая картина сложится только тогда, когда будет прочитана пятая, заключительная, глава: ровно тогда, когда сложится образ наставника. При этом команды рассматривают его глазами методиста, администратора, наставляемого молодого специалиста и самого наставника по четырем критериям. Работа вышла плотной, целостной, организованной, результат, по мнению участников, достигнут. Мы создали некий идеальный образ наставника, отметив главное – что это прежде всего живой, позитивный, отзывчивый, открытый и доброжелательный человек с реальными, преимущественно лучшими, чертами характера, с высокими профессиональными навыками и стремлениями, это личность, которую мы хотели бы видеть рядом с собой, идти с ней по жизни. И какой каждый из нас хотел бы быть в нашей профессии.
«Учительская газета» – окрыляющая и вдохновляющая
Вечер – повод для отдыха, но в рамках семинара непозволительная роскошь тратить ценное время на праздные и бессмысленные разговоры. При этом как же лишить участников общения с друзьями? Есть компромиссное решение: совместить приятное с полезным и провести вечер с «Учительской газетой»! Уверен, что каждый читатель (и я не исключение) уже давно видит за газетными листами и рассыпавшимися по ним буквами авторов, познакомившись с некоторыми из них лично, начинаешь с особым трепетом относиться к написанному. Потому встреча со свежим выпуском, только пришедшим в твой почтовый ящик, – это залог того, что вечер трудового дня удастся. В Лазаревском в одночасье появляются в руках каждого по два свежих номера, и повисает тишина, в ней невозможно отличить шум моря от перелистывания газетных страниц…
На сцене Ирина Георгиевна Димова – крестная мама конкурса. В ее руках «Окрыляющая педагогика» – настоящее признание в любви «Учителю года», его летопись и то, что обязательно нужно сохранить для каждого, кто однажды войдет в конкурс, – биографии и судьбы. Это очень непростая книга, и я даже не могу представить себе, сколько сил вложено в этот труд. Эпохальная вещь. Можно с уверенностью сказать, что подведена некоторая черта, осмысление на метауровне, после которого начнутся новый виток конкурса и его выход на совершенно иной, немыслимый уровень. Там уже совершаются события, о которых говорила Ирина Георгиевна: новые идеи, проекты, имена… И тут на сцене разворачивается еще одна история, которая станет (если еще не стала) хрестоматийной: Елена Петровна Букша, советник губернатора Ставропольского края по образованию, презентовала нам, участникам семинара, культурно-просветительский проект «В гостях у Шаляпина», посвященный предстоящему 150-летию артиста. Уникальная по своей энергетике задумка. Премьерный показ 30-минутного фильма состоялся здесь же, на сцене в Лазаревском, на которой будто снова стоят те, кто, конечно, был здесь не раз: Екатерина Филиппова, Олег Парамонов (с неподдельным интересом смотрит из зала), Юрий Клюев. Тридцать минут сотворчества, соединения и сопричастности судьбе величайшего певца эпохи. И, конечно же, признание в любви…
Говорить о самом главном
Что бы мы ни делали на семинаре, это всегда возвращает нас к основам, первокирпичикам, базисным ценностям. Даже беглый взгляд на названия мастер-классов, которые проходили на сцене в течение трех дней, дает представление о том, какие вечно ищущие и творческие педагоги их дают. «Растим патриотов России», «Малая родина – кладезь мудрости», «Что правит миром?», «Непрерывно с математикой», «А одаренный ли ученик?», или, как у победителя «Педагогического дебюта» в 2017-м и абсолютного победителя конкурса «Учитель года» этого года из Подмосковья Владимира Назаренко – «Дети»… Это, друзья мои, философия самого высокого уровня. И здесь не может быть никаких экивоков: темы поднимаются не для того, чтобы дать ответы, но для того, чтобы высветить вопрос, который, несомненно, важнее. Кому тогда, если не им, подумать в мозговом штурме о том: «Так как же будем говорить о самом главном?» (сохранен авторский стиль организаторов семинара). Действо, прямо скажем, только для тех, кто неравнодушен и способен к тому, чтобы взять на себя ответственность и отделить зерна от плевел. Не все такие, но они есть среди нас… И их силами, видимо, мы сохранили себя, свою историю и самоуважение.
Семинар славен еще и тем, что время досуга всегда превращается в новое методическое событие. Так было и в этот раз. Для педагогической кадрили (смотр творческих номеров участников и команд) «Фигура №3» были подготовлены выступления на самые насущные и злободневные темы: все те же ФГОС, ЕГЭ, ФГ и, конечно же, адаптация молодого специалиста к работе. Только теперь учителя, методисты, консультанты проживают их творчески: в стихах, песнях, пантомимах… Каких только талантов нет у простого учителя! Несмолкающие овации, съемки и просьбы поделиться сценариями красноречиво говорят об успехе выступлений. Некоторые номера претендуют на бис! Вот делегация из Адыгеи в стихах под Агнию Барто и Корнея Чуковского рассказывает о сложностях первых шагов молодого учителя. Два Дмитрия – из Нижегородской области и Ставропольского края – поют о перипетиях простой колхозной любви (им подпевает делегация из Адыгеи). А вот сказка о Колобке от делегации из ЛНР. И конечно, навсегда останутся в сердцах участников песни и стихи, родившиеся здесь…
Интеллектуально-эмоциональный пленэр
Быть в Лазаревском и не посмотреть красоты осеннего пейзажа на пленэре? Непростительно! Потратить время только на созерцание природы? Хорошо, безусловно, но для тех, кто желает большего, свой мастер-класс на открытом воздухе дает финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2022 из г. Невинномысска Ставропольского края Дмитрий Воробьев. Человек энциклопедических познаний и с очень простым и понятным каждому языком изложения ведет всех за собой в своем «Движении вверх»… Передать прожитые эмоции нет возможности, ведь все, что происходило там, в неописуемой красоты пейзажах, осталось в том моменте и в памяти, чувствах тех, кто был в нем.
Статью о Лазаревском писал с душой, искренне и с желанием поделиться радостью причастности к нашей общей педагогической солидарности, которую испытал здесь сам и хотел донести эти ощущения до тех, кого не было с нами. Многое, пожалуй, осталось за кадром, что-то еще приберег для других, новых встреч и откровений, которые, уверен, обязательно будут.
Мечтаю, не стану скрывать, вернуться сюда вновь. Возможно, для того чтобы снова посетила муза и шепнула на ухо шумом набегающей волны строчку поэтики в наши педагогические будни:
Да, говорят, что время лечит,
Но настает особый час.
Спасибо лазаревской встрече,
Что укрепила дружбу в нас.
Ростовским далям, горным кручам,
Ущелью Свирскому за класс,
Что может быть «Гренады» круче,
Где жизнь сама как мастер- класс[1].
Всем пеликановым поэтам,
Рожденью «Че ты иль ни че»[2].
И всей «Учительской газете»
Страна поставила зачет.
Здесь вся учительская россыпь
И парамоновская быль,
Где разговор о важном помнит
Любой, кто прибыл на кадриль.
Здесь Сёмке с Ейска обнимает
Камчатку всю в один приезд.
Ларису Тутову встречает
Весь пеликаний благовест.
Здесь адыгейская харизма,
Ростовский дух, идущий в рост,
И дагестанские сюрпризы,
И сила духа, словно мост.
Здесь волгоградская надежда
Ведет к наставничеству всех,
В лице Галины Нестеренко
Обнимет, встретив лучше всех.
Здесь мэтры конкурса, легенды,
Акцент пахомовских штрихов[3]
И мудрость, равная победам,
От песен, собственных стихов.
Здесь Колобок печется новый
И Зайку знает весь Луганск.
А завтра Левченко Сережа
Свой юбилей здесь встретит в раз.
Ирина Димова, как счастье,
Придет с газетой в каждый дом,
Чтоб быть к учителю причастным
В том слове светло-золотом.
Спасибо, Дон, спасибо Сочи,
Всем, кто причастен к мощи всей,
Мы здесь сегодня просто гости,
А завтра будем дома все.
С собой возьмем мы вдохновенье,
И мудрость, сказанную здесь,
Задор и силу притяженья
Мы увезем в родную весь.
Спасибо Лазаревке, Сочи
За пеликанский дух, полет.
Мы ждем вас в Нижнем, в нашей школе,
Где школа Горького вас ждет!
Автор этих строк – Андрей Владимирович Елисов, учитель истории и обществознания из Нижегородской области, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования, победитель конкурса «Серафимовский учитель» и «Серафимовский учитель-наставник», победитель конкурса «Православный учитель», поразил многих из нас своими невероятной энергетикой, профессионализмом, удивил разносторонними талантами. Что не случайно, ведь «лазаревка» как магнит притягивает к себе творческих личностей и неравнодушных людей!
[1]Пансионат «Гренада» вот уже много лет встречает гостей семинара в пос. Лазаревском.
[2]Из семинарского фольклора.
[3]О выступлении Елены Михайловны Пахомовой, главного редактора научно-методического журнала «Методист», эксперта конкурса «Учитель года России» с первых лет его существования.
Сергей ЛЕВЧЕНКО, учитель математики, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, Республика Адыгея
Комментарии