search
main
0

Поезд знаний отправился в лето и по суше, и по воде

«Пакуй багаж знаний!» – именно под таким девизом с Ленинградского вокзала Москвы отправился первый «Поезд знаний», который утром следующего дня привез педагогический и ученический десант в Боровичи – столицу российской межрегиональной общественно-педагогической акции «Учительский субботник».

Именно Боровичи стали пять лет назад одним из центров набирающего силу неформального просветительского движения учителей – лауреатов конкурса «Учитель года» разных лет и регионов. И хотя за последние годы «Учительские субботники» не раз собирали единомышленников и в других регионах (в 2011 году – в Московской области, в 2012 году – в Тверской, в ноябре 2013 года – в Ярославской, в феврале 2014 года – в Москве), традиционным ежегодным мероприятием «субботник» стал именно на гостеприимной и отзывчивой новгородской земле, когда-то впервые принявшей его.Вместе с тем самого слова «мероприятие» со свойственным ему оттенком канцеляризма участники «субботника» избегают, предпочитая заменять его существительным «событие». И это немудрено: происходящее  по сути своей стало неформальным праздником педагогического мастерства и  открытым событием общественной жизни,  всему этому действу всегда была присуща нотка оптимизма и здоровой самоиронии. Отсюда обязательное присутствие в программе праздника вечеров в краеведческих музеях, экскурсий для гостей по заповедным местам регионов, концертов авторской песни, спортивно-туристических мероприятий и пр.Переплетение учебно-педагогического и творчески-развлекательного начал в «Учительском субботнике» проявляется столь тесно и столь необычно, что закономерным стало привлечение к участию в этих (некогда исключительно профессиональных) встречах не только взрослых, но и детей из разных школ. В  этом году к организации и проведению «Учительского субботника» (организованного по традиции Союзом творческих учителей Боровичей и НП «Пятая четверть») подключились московские Ломоносовская школа, НП ДВОК «Пенаты». ОАО «Федеральная пассажирская компания» (первый заместитель генерального директора Владимир Каляпин) оценило «масштаб замысла и энтузиазм организаторов» и предоставило гостям из Москвы целый вагон в поезде «Москва – Боровичи», привезший на «субботник» и забравший обратно учеников из 10 московских школ и 17 педагогов. Ребята из Москвы, Подмосковья, Боровичей и Великого Новгорода в смешанных классах стали участниками поистине уникальных уроков, начавшихся еще в поезде. «Поезд знаний» станет первой ласточкой трансляции московского педагогического и управленческого опыта в регионы России.«Учительский субботник» в рамках «Поезда знаний»  стал событием серьезным и значительным: учителя года дали уроки своим новгородским коллегам.Общий урок для всех под интригующим названием «Что такое ничего» провел учитель физики школы №1514 лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009» Юрий Бобринев. Как отметили учащиеся, «это был настоящий экспериментариум».На уроке русского языка под неожиданным названием «На латыни говорите…» учитель гимназии №1593 Елена Лебедева помогла по-новому взглянуть на состав великого, могучего и во всех отношениях толерантного русского языка, этимология многих слов которого прямо или косвенно (через романские и германские языки) связана с латынью.Весьма актуальным и нравственно значимым для нынешних юных участников стал и урок английского языка «Не изменяй себе…» заместителя директора по УВР НОУ «Карьера», лауреата конкурса «Учитель года Москвы-2007» Юлии Мукасеевой.К «Неспокойным берегам Борисфена» на одноименный мета- и межпредметный урок, на котором нельзя было не затронуть не только экономические, но и исторические реалии жизни славян у берегов нынешнего Днепра, пригласил учеников учитель географии ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» Азрат Сафаров.Очень серьезными, несмотря на свою видимую легкость, были и другие уроки и мастер-классы «субботника»: доцент  исторического факультета МПГУ лауреат конкурса «Педагог года Москвы 2013» Галина Климова  провела лекционное занятие на тему «ЕС: будущее или прошлое Европы», а лауреат конкурса «Учитель года России-2009», учитель  года Москвы-2009 Владимир Кружалов из Ломоносовской школы провел урок-беседу «Человеческий алмаз, или Что такое государство». На уроке истории с учителем истории и обществознания Ломоносовской школы лауреатом конкурсов «Учитель года Тюмени» и «Учитель года России-2009» Константином Лупиковым участникам  предоставили  возможность ощутить себя учениками Славяно-греко-латинской академии, где некогда учился сам Михайло Ломоносов: дух и буква эпохи были перенесены столь точно, что на уроке учащимся пришлось даже писать настоящими гусиными перьями.Необычно короткая, но яркая музыкальная пауза, которую провела учитель музыки и руководитель конкурса авторской песни города Боровичи, участник трио «Экспромт» Ольга Белова совместно с детьми и гостем «субботника», известным московским автором-исполнителем Сергеем Авдеевым, была посвящена юбилею Булата Окуджавы.Формат «Поезда знаний», безусловно, должен был стать отличным от традиционных акций «Учительского субботника». Именно поэтому помимо характерных демонстрационных уроков и мастер-классов был проведен также и межпредметный брейн-ринг, который стал не только примером организации предметного или межпредметного  внеурочного мероприятия для учителей-предметников, но и познавательно-развлекательным мероприятием для юных участников, соревновавшихся в нем наряду со взрослыми (в составе смешанных команд). Этот брейн-ринг подготовил и провел финалист конкурса «Учитель года Москвы 2010» заместитель директора по научно-методической работе, преподаватель географии НП ДВОК «Пенаты», ведущий программы «Уроки географии» (образовательный проект Российского географического общества) телеканала «Моя планета», а также соучредитель НП «Пятая четверть» и один из организаторов «Учительских субботников» Иван Колечкин.После уроков гости участвовали в увлекательном квесте – путешествии с картой и творческим заданием по узеньким улицам старого, хорошо сохранившегося с позапрошлого века города, после которого подкрепили силы чаем с баранками прямо в краеведческом музее, где смогли примерить костюмы ХIХ века и посетить увлекательную интерактивную экскурсию по Боровичам и боровичскому краю минувших веков и лет.Но разминка, как известно, нужна не только пытливому уму, но и растущему организму, так что  без спортивных мероприятий в присутствии столь большого числа юных гостей, конечно, нельзя было обойтись. Таким спортивным событием стал в этот раз сплав по реке Мста, который участники «Учительского субботника» прошли несколькими рафтами мимо живописных берегов, родников и известняковых пещер, преодолевая пороги и мели под флагами своих школ («Пенаты» и «Ломоносовская»). На остановках у ребят была возможность исследовать толщи пород, слагающих коренной берег и имеющих возраст в сотни миллионов лет, то есть принцип «развлекая, поучай» по-прежнему оставался ведущим для бывалых, опытных участников «субботника». Ведь опыт только тогда становится ценным, когда он легок и легко перенимаем, когда он востребован и всегда ожидаем, когда он жив и может быть передан дальше.«Мы уже не раз отмечали, что ФГОС – это разумная и целесообразная программа и, по сути, это просто хорошо забытое старое, для которого нужен только новый инструментарий, – отметил Иван Колечкин. –  Наши «Учительские субботники» – это дополнительная помощь работникам институтов открытого образования, курсов повышения квалификации и руководителям методобъединений, так как на представленных уроках и мастер-классах учителя-предметники могут воочию увидеть, как работают приемы и методы, позволяющие реализовать новые образовательные стандарты и отобрать наиболее органичные для себя приемы из предложенных. На наглядном примере идея всегда воспринимается быстрее и отчетливее. Это справедливо и для взрослых, и для детей. Недаром ко мне после только что завершившегося «Учительского субботника» подошли дети, которые побывали уже во многих учебных экспедициях по регионам России, и высказали весьма неожиданную и по-детски непосредственную мысль: «Иван Сергеевич, Крым недавно пугали «Поездом дружбы», а может быть, мы к ним с нашим «Поездом знаний» приедем? Чтобы и НАШИМ крымчанам учиться было по-русски интересно и легко?..» Уж не знаю, как при нынешних обстоятельствах быть с «поездом», но пока мы, участники «Учительского субботника», работаем и горим энтузиазмом, педагогических идей у нас хватит и на «Паром знаний», и на «Самолет…» Хватило бы сил. А опыт уже есть».Мнения по поводуМарина КОСТЮХИНА, глава Боровичского района: – Утверждение, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения, было еще раз подтверждено на «Учительском субботнике». При всей грандиозности открытия в присутствии официальных лиц учительский форум плавно перешел в привычный формат –  сотрудничество коллег в рамках уроков и мастер-классов. Переходы от русского языка к физике, от географии к музыке происходили незаметно. Ведь каждый урок и мастер-класс – это маленький совместный шедевр. Кьяра МАКИЕВСКАЯ (8-й класс школы «Пенаты», Москва): – Впечатлений и эмоций от поездки масса! За 2-3 дня мы успели и поучиться в удивительной школе, которая открывается только на один день, и побывать в музее, и даже осуществить сплав по реке, который лично мне запомнился особенно. Для меня это были одни из самых запоминающихся и динамичных выходных за последнее время.Мадина ПШИНШЕВА (8-й класс школы «Пенаты», Москва):- Мне очень понравилась экспедиция в Боровичи. Мы успели поучиться в местной школе (ребята из Боровичей были очень приятными и общительными). Побывали в музее, познакомились с ребятами из другой школы, совершили сплав по реке Мста, покатались на тарзанке, находящейся над рекой, прямо над порогами. Артур БОСТОНБАЕВ (9-й класс школы «Разум-Л», Москва): – На мой взгляд, «Учительский субботник» прошел на «отлично». Уроки у учителей были очень интересными и захватывающими даже для тех, кто не очень хорошо знал преподаваемый предмет. Дело в том, что уроки были комбинированные, то есть один предмет состоял из нескольких. Жаль, что не было возможности сходить на уроки ко всем учителям, но я все равно попал на географию к Азрату Сафарову (отдельное спасибо за проведенный урок). Также хочу поблагодарить Елену Лебедеву за урок русского языка, Юрия Бобринева за очень интересный урок физики, который понимали все, даже те, кто не знает физику вообще. Брейн-ринг тоже прошел с успехом,  мне удалось набрать команду, с которой я благодаря командной работе и взаимопониманию пришел к победе. Ну и как же не поблагодарить город Боровичи, который нас так радушно принял! Экскурсия в музей была очень познавательна,  это не один из тех музеев, где самые интересные места – буфет и сувенирный магазин. Сплав по реке был просто великолепный, хоть и не было практически ни минуты передышки. Жаль, что не попал в музей известняка, так меня захватил этот спуск по тросу, что не успел. В общем, очень хочу поблагодарить организаторов «Учительского субботника» – Ивана Колечкина и Владимира Кружалова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте