Когда порой натыкаешься на суждение, в котором автор утверждает, что образованный человек не может, не должен быть патриотом, начинаешь думать, что России и в самом деле необходима программа патриотического воспитания. Ведь противопоставление патриотизма и образованности – свидетельство многолетнего пренебрежительного отношения к теме патриотизма, стереотип, который въелся не только в сознание молодежи, простых граждан, но и в первую очередь тех, кого принято считать интеллектуальной элитой. Однако предлагаемый к обсуждению проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» не дает поводов для оптимизма. Сам факт разработки такой программы можно приветствовать, а вот в ее эффективности есть повод усомниться. Причина этому – спорность и однобокость концептуальной составляющей.
Основной посыл предлагаемого проекта – развивать патриотическое воспитание – возражений не вызывает. Удивляет откровенный перекос патриотического воспитания в сторону военно-патриотической направленности, настораживает общее сужение представлений о патриотизме, который, если исходить из содержания документа в целом, сводится к выполнению воинской обязанности и долга перед Отечеством, прежде всего в армейском понимании. Это опасное упрощение, из которого нетрудно вывести, что патриот без погон – это вовсе и не патриот, а служение Отечеству возможно только в рамках армейской службы, с оружием в руках. Ученые, рабочие, представители бизнеса, деятели искусства, старики и дети, женщины, таким образом, вольно или невольно остаются за пределами патриотического контингента. Но тогда зачем писать о том, что программа патриотического воспитания рассчитана на все категории и слои населения?Суть патриотизма, как верно отмечают в одном из пунктов предлагаемого проекта авторы, заключена в высокой гражданской ответственности, которая имеет значение как в мирное, так и в военное время. Гражданская ответственность определяет устойчивость патриотических убеждений, делает любого человека патриотом, выступает в качестве прочной основы для надлежащего выполнения воинского долга, следования высоким профессиональным стандартам, способствует развитию взаимопомощи и взаимовыручки. Все это верно, однако не находит полноценного отражения в разделе проекта программы, который посвящен процессу формирования патриотических ценностей.В предлагаемом проекте также слабо отражена взаимосвязь патриотического воспитания со стратегическими целями и задачами воспитания в целом. Патриотическое воспитание словно находится в каком-то безвоздушном пространстве, концентрируется в военных клубах и изданиях военно-патриотической направленности, ограничивается рамками мероприятий с преобладающей военно-патриотической и исторической тематикой. Но воспитание патриота вряд ли возможно в отрыве от нравственного, эстетического, гражданского, правового воспитания, которое осуществляют образовательные учреждения и средства массовой информации. Фиксация взаимосвязи различных направлений воспитательной работы, указание на комплексный характер мер и процедур воспитания в целом практически незаметны в тексте программы. Это выглядит тем более странно на фоне того, что авторы проекта то и дело апеллируют к таким понятиям, как долг, честь, ответственность, преданность, верность, уважение, которые составляют содержание нравственного воспитания. Авторы видят в патриотическом воспитании инструмент укрепления государства и общества, но ничего не говорят о развитии правовой культуры и самосознания личности, без чего общественная солидарность так и останется пустой декларацией. Наконец, обращаясь к чувству гордости отечественными достижениями в сфере культуры, искусства, авторы проекта, кажется, не вполне осознают, что оно вряд ли возможно в полной мере без определенного эстетического развития личности.Следует признать ошибочной уже традиционную для темы патриотического воспитания зацикленность на историческом прошлом, стереотип о том, что патриотическое воспитание – прерогатива исторической науки. Акцент на прошлых достижениях невольно свидетельствует о том, что поводов гордиться своим Отечеством в настоящем нет. Патриотическое воспитание прежде всего должно отталкиваться от современности, ориентироваться на будущее. Авторы проекта справедливо говорят о необходимости консолидации общества. Но человек в первую очередь должен чувствовать солидарность со своими современниками, с Россией 2016-2020 годов, а не социальными реалиями прошлого. Россия имеет негативный опыт патриотического воспитания, обращенного по преимуществу в прошлое. Распространенное негативное отношение к патриотическому воспитанию и патриотизму в целом – это во многом результат советской практики патриотического воспитания, взывавшего к революционно-демократическим традициям прошлого, к памяти о «Великом Октябре», приведшей в итоге к развалу государства в 1991 году. Знаменитая фраза Ю. Андропова о том, что «мы не знаем общества, в котором живем», – это не просто констатация пробелов в социальном познании, она еще и признание неверно расставленных приоритетов, излишнего увлечения историческим в ущерб современному. Наконец, следует помнить о том, что история не только объединяет, но и разъединяет. Она не только цементирует, но и разрушает патриотическое единство, препятствует гражданской солидарности. Разве последние десятилетия, отмеченные бесконечной междоусобицей внутри патриотического лагеря, разделившегося в соответствии с пониманием исторических фактов на красных и белых, имперцев и националистов, государственников и рыночников, не свидетельствуют об этом? Хотите развалить патриотическое сознание – сложите все яйца в историческую корзину. «Россия – страна наших предков, страна с великим прошлым» – сам по себе неплохой тезис, но в патриотическом воспитании следует исходить не только из него. Здоровый современный патриотизм должен опираться и на другой принцип: «Россия – это земля, люди, с которыми неразрывно связаны моя жизнь и судьба». Восприятие своей жизни как сопряженной с жизнью страны в целом, с людьми, тебя окружающими, – вот на чем держится патриотизм.Патриотизм требует не столько опоры на энциклопедические познания в истории, сколько глубокого анализа сути социальных процессов и явлений, способности анализировать политические события, умения соответствующим образом их интерпретировать, вовлеченности в определенные культурные практики, сознательного исповедования определенных культурных и социальных норм. Патриотизм нуждается не столько в памяти, сколько в сознании и понимании взаимосвязи своей личной судьбы и судьбы Родины в целом, в развитии чувства общесоциальной солидарности, взаимопомощи, взаимовыручки и поддержки. Без них не может быть сформировано здоровое патриотическое чувство, развита верная направленность деятельности. Формирование устойчивого представления о неразрывности судьбы личности и Отчизны, а не установки на то, чтобы быть винтиком в большой социальной и политической машине – вот что должно быть предметом патриотического воспитания. Увы, проект ориентируется на последнее: «Программа основывается на понимании патриотизма как базовой направленности социального поведения граждан, выражающей высший смысл жизни и деятельности личности, проявления долга и ответственности перед обществом, формирующей понимание гражданином России приоритета общественных интересов над индивидуальными вплоть до самопожертвования, пренебрежения опасностью для личной жизни и здоровья при защите интересов Отечества».Очевидно, что патриотическое воспитание не может быть осуществлено за счет ресурса исторической науки, оно требует совокупных усилий гуманитарного знания в целом. И здесь приходится констатировать несоответствие предложенного проекта современному положению дел в культуре и образовании. Подчеркивая значимую роль культуры, гуманитарного образования в развитии патриотизма, авторы проекта словно не замечают наметившегося в последнее время процесса сворачивания гуманитарной сферы как таковой. В условиях сокращения гуманитарных специальностей, учреждений, занятых подготовкой педагогических кадров, бедственного положения печатных изданий, занимающих патриотическую позицию и способствующих патриотическому воспитанию, непонятно, о каком развитии патриотического сознания может идти речь. Если не будет философов, социологов, политологов, филологов, педагогов и тех же историков, писателей, художников и музыкантов, кто займется воплощением программы патриотического воспитания, кто возьмет на себя ее научное и методическое обоснование? Наконец, кто сможет разработать следующую? Наивно надеяться на то, что дерево образования и культуры, корни которого последовательно подпиливаются ссылками на рынок и нехватку финансирования, сможет принести обильные плоды в деле патриотического воспитания.Михаил СПИРИДОНОВ, преподаватель философии, Новокузнецк
Комментарии