search
main
0

Поэтом можешь и не быть, но кодекс Трудовой ты знать обязан. Занятие профсоюзного кружка в образовательном учреждении

Цель: изучение статей Трудового кодекса Российской Федерации, связанных с защитой интересов работников школы, охраной труда.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть.(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Оборудование: картина В.Г.Перова «Тройка», плакат с чайнвордом по Трудовому кодексу РФ.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Обозначение темы и цели занятия.

2. Выступление психолога.

3. Профсоюзный консультпункт «Спрашивали – отвечаем».

4. Анализ норм охраны труда образовательного учреждения.

5. Проверка знаний норм Трудового кодекса РФ.

6. Выступление пожарного.

7. Творческое задание. Чайнворд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Руководитель кружка: Для того чтобы быть убедительным во время выступления, привлечь внимание к излагаемому вопросу, четко произносить свой текст, профсоюзному активисту необходимо знать некоторые приемы общения. От нашего самочувствия, внешнего вида зависит и профессиональная деятельность, и влияние, и авторитет в коллективе, поэтому я пригласила психолога, чтобы он дал нам небольшую консультацию по данному вопросу.

Выступление психолога (психолог посоветовал заранее продумывать план даже маленького предстоящего разговора, использовать убедительные аргументы и факты, четко знать, чего вы хотите от аудитории или собеседника в конечном счете, предугадать по возможности вопросы в свой адрес и продумать ответы. Уделить внимание своему внутреннему настрою, внешнему виду и речи).

Руководитель кружка: На предыдущем занятии были созданы микрогруппы, которые выбрали себе следующие задания:

1-я группа: путем опроса узнать, на какие вопросы, связанные с регулированием трудовых отношений, хотели бы получить ответы наши коллеги, самостоятельно найти эти ответы в ТК РФ.

2-я группа: совместно с комиссией по охране труда в школе провести анализ состояния охраны труда нашего учреждения.

3-я группа: применить нетрадиционный подход к вопросам изучения техники безопасности.

4-я группа: пригласить на занятие кружка профессионала по вопросам противопожарной безопасности.

Выступление 1-й группы

Вопрос 1. Учитель математики – работающая пенсионерка спрашивает: правомерен ли отказ директора школы в предоставлении ей отпуска без сохранения заработной платы во время учебной четверти? Директор мотивировал отказ тем, что она пенсионерка: если нужно куда-то ехать, пусть уходит с работы.

Ответ 1. В статье 128 ТК РФ сказано, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по письменному заявлению может быть предоставлен такой отпуск. Продолжительность его определяется соглашением между работником и работодателем. Конкретно работающим пенсионерам по возрасту такой отпуск предоставляется до 14 календарных дней в году.

Вопрос 2. Можно ли учительский ежегодный отпуск заменить денежной компенсацией?

Ответ 2. Весь нельзя, но согласно ст. 126 ТК РФ часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. (Не допускается подобная замена беременным женщинам и работникам до 18 лет).

Вопрос 3. Молодой учитель, впервые начавший свою трудовую деятельность со второй четверти нового учебного года, спрашивает, будет ли ему предоставлен оплачиваемый отпуск по окончании этого учебного года?

Ответ 3. Ст. 122 ТК РФ гласит, что право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев.

Вопрос 4. Учитель истории, имеющий право на оформление пенсии по выслуге лет, долгие месяцы не может получить копии ведомостей по оплате труда за определенный период работы, чтобы подтвердить свой педагогический стаж, и желает выяснить, есть ли законные меры воздействия на работодателя.

Ответ 4. Ст. 89 ТК РФ поясняет: работники имеют право свободного доступа к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Работник вправе обжаловать в суде любые неправомерные действия или бездействия работодателя при обработке и защите его персональных данных.

В ст. 90 ТК РФ сказано: лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника, несут ответственность дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную в соответствии с Федеральными законами.

Вопрос 5. При получении зарплаты работники нерегулярно получают извещения о том, какие произведены вычеты, из чего сложилась данная сумма заработка. Правильно ли это?

Ответ 5. В ст. 136 ТК РФ записано: «При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей сумме выплаты».

Вопрос 6. Считается ли командировкой поездка учителя на семинар или олимпиаду в другую школу за пределы своего поселка на общественном транспорте? Возмещаются ли расходы?

Ответ 6. Ст. 166 ТК РФ гласит, что служебная командировка – поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Ст. 168 ТК РФ определяет, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

– расходы по проезду;

– расходы по найму жилого помещения;

– дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

– иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Выступление 2-й группы

На основании Трудового кодекса РФ и других нормативных актов наша группа на уровне обычных работников, не искушенных в вопросах охраны труда, провела анализ и составила таблицу 1.

Руководитель кружка: На основании ст. 370 ТК РФ профком осуществляет контроль за соблюдением работодателем трудового законодательства, проводит независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации, состояния условий охраны труда. Исходя из этого, все обнаруженные несоответствия были в письменном виде переданы директору школы с целью дальнейшего устранения.

Выступление 3-й группы

После изучения Трудового кодекса РФ по вопросам заключения трудового договора, оплаты и охраны труда в нашей микрогруппе возникло предложение проверить знания следующим образом.

Перед вами репродукция картины В.Г.Перова «Тройка». Давайте представим себе, что это сюжет сегодняшних дней, а не середины XIX века. Назовите нарушения трудового законодательства, используя статьи Трудового кодекса РФ.

НАЙДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ:

Ст. 63 ТК РФ: заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. С согласия одного из родителей или опекуна и органа опеки может быть заключен трудовой договор с учениками, достигшими 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Судя по картине, детям 10-12 лет, они явно зарабатывают себе на хлеб.

Ст.69 ТК РФ говорит, что лица, не достигшие возраста 18 лет, при заключении трудового договора подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию. Этого не было, так как мальчик слева – тщедушный, бледный и очень слабый. Такой труд ему, да и другим детям, противопоказан.

Ст. 303 ТК РФ гласит, что при заключении трудового договора с работодателем – физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу. Поскольку тяжелый труд запрещен детям, следовательно, их заставляют работать насильно. Насильный труд – это эксплуатация. В нашей стране по Конституции РФ запрещена эксплуатация человека человеком.

Ст.265 ТК РФ запрещает переноску и передвижение работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную с 14 лет постоянно в течение рабочей смены составляют:

– для юношей- 3 кг,

– для девушек- 2 кг.

При перемещении груза на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:

– у юношей- 12 кг,

– у девушек 14 лет – 4 кг.

(Приложение к постановлению Совмина Правительства РФ от 6.02.93г. №105.)

Статья 212 ТК РФ говорит о том, что работодатель обязан обеспечить одеждой и обувью работников, занятых на работах в особых температурных режимах. Им положено выдавать:

– фартук х/б;

– рукавицы комбинированные;

– полушубок или куртку на утепленной подкладке;

– валенки.

Как мы видим, одежда детей не соответствует сезону. Нарушена ст. 215 ТК РФ, где сказано, что машины, механизмы, оборудование, транспортные средства должны соответствовать требованиям охраны труда. На картине мы видим, что бочка не закреплена, на санках нет ограждения и она в любую минуту может съехать и покалечить детей, нет и крышки, плотно закрывающей бочку.

Допустим, что это ученики, овладевающие какой-либо профессией, которым поручили такую работу.

Статья 205 ТК РФ говорит о том, что на учеников распространяется трудовое законодательство, включая законы об охране труда.

Ст. 146 ТК РФ: оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Скорее всего, в данном случае этого нет.

Ст. 379 ТК РФ гласит, что в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью.

Руководитель кружка: Как мы знаем, за жизнь детей на уроке отвечает учитель. Он должен не только сам соблюдать меры безопасности при работе с электроприборами и различными колюще-режущими предметами, но и учить этому детей. Мы предлагаем творческий подход в ознакомлении детей начальных классов с правилами техники безопасности при работе с ножницами и шилом на уроке труда. Это можно читать, как стихи, или исполнять, как частушки.

Музыкальный момент про рабочий инструмент

Чтоб работать было мило,

Для проколов нужно шило –

Очень острый инструмент

На сегодняшний момент.

Шило – это не игрушка,

Знает ослик и баран,

Защити себя и друга

От царапин и от ран.

Знают школьники и школьницы:

На уроках нужны нам ножницы,

Концами вверх их не держи,

В раскрытом виде не клади.

И швея, и мама дома,

Чукча, мастер и пилот

Ножницы в закрытом виде

И лишь кольцами вперед

Для того, кто их попросит,

Только так передает.

Работай с охотой, твори веселей,

Но клей на бумагу бездумно не лей.

Даже кошке не приятно,

Если это не опрятно.

Пятна на брюках

И в клее костюм –

Народная примета,

Что дома будет шум.

Помни закон Галилея –

Палец не кисточка для клея.

Надеемся, эти веселые стихи предотвратят неприятности на уроках труда.

Выступление 4-й группы

Члены кружка пригласили профессионального пожарного, который рассказал о наиболее распространенных нарушениях мер противопожарной безопасности и путях устранения этих нарушений. Рассказал о видах огнетушителей и объяснил, как ими пользоваться. Затем предложил посмотреть фильм «Противопожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях».

Группа подготовила каждому участнику памятку «Меры пожарной безопасности. Правила поведения при пожарах и угрозе взрывов».

Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

Соблюдение мер пожарной безопасности и умелые действия во время пожара в значительной степени способствуют снижению опасности, спасению людей и имущества.

Для заблаговременной подготовки на случай пожара (взрыва) или их угрозы на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества. Планы эвакуации вывешиваются на видных местах.

Заранее определяются основные и запасные выходы из здания, подготавливаются наружные и внутренние лестницы, приводятся в готовность средства оповещения и информирования людей (внутренняя трансляция, тревожные звонки и сигнализация, телефонная связь), средства пожаротушения.

В целях создания благоприятных условий для тушения возникшего пожара запрещается загромождать подъездные пути к зданиям и пожарным гидрантам. Однако легче пожар предотвратить, чем погасить. А для этого необходимо избегать хранения в доме (квартире) легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Имеющиеся небольшие количества этих веществ храните в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов. Следует содержать исправными выключатели, вилки и розетки системы электроснабжения и электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять включенными без присмотра электронагревательные приборы и телевизоры.

Необходимо соблюдать осторожность при курении, особенно опасно курить в постели.

Велика возможность возникновения пожара в результате детских шалостей. Не позволяйте малышам играть спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ.

При невозможности потушить возникший огонь до прибытия пожарных необходимо эвакуироваться. Для этого следует воспользоваться лестницей.

Лифты при пожарах использовать нельзя! Из нижних этажей зданий можно эвакуироваться самостоятельно через окна или балконы с помощью подручных средств (веревок, простыней, багажных ремней и т. п.).

При возникновении пожаров для спасения жизни и имущества следует соблюдать ряд несложных правил:

1. В начале пожара предпринять попытку его тушения. При наличии средств пожаротушения применить огнетушители, при их отсутствии водопроводную воду. Малые очаги возгорания можно накрыть плотными покрывалами для прекращения доступа воздуха.

2. Если в общественном здании прозвучал сигнал тревоги, немедленно покинуть помещение согласно плану эвакуации.

3. Сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, назвав точный адрес и свою фамилию. По возможности организовать встречу прибывших подразделений.

4. Если загорелась одежда, не пытаться бежать, а постараться сбить пламя покрывалом, катанием по полу или затушить его водой, снегом, землей.

5. Проходя через горящие помещения, накрываться с головой мокрой материей. Через задымленные помещения двигаться ползком или пригнувшись: в этом случае меньше вероятность задохнуться в дыму. Для защиты от токсичных продуктов горения дышать через влажный платок или ткань.

6. Огонь на элементах системы электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение.

7. Выходить из зоны пожара в наветренную сторону, то есть туда, откуда дует ветер.

8. Помнить о том, что маленькие дети прячутся от пожара в укромные места: под кровати, столы, в шкафы.

9. Сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения, стараться подавить растерянность и панику в себе и окружающих.

Руководитель кружка: Завершая занятие, предлагаю всем участникам кружка решить чайнворд «ПРОФСОЮЗНЫЙ»:

1. Сборник законов о труде. КОДЕКС

2. Условие, по которому работодатель может отозвать педагога из отпуска. СОГЛАСИЕ

3. Основа успешной работы профсоюза. ЕДИНСТВО

4.Фиксированный размер оплаты труда работника. ОКЛАД

5. Один из серьезных поводов обращения в суд для разрешения трудового спора. ДИСКРИМИНАЦИЯ

6. Один из самых ярких профсоюзных лидеров народного образования и науки в конце XX века. ЯКОВЛЕВ

7. Одно из дисциплинарных взысканий. ВЫГОВОР

8. Процесс, осуществляемый с трудовыми отношениями путем заключения, изменения и дополнения коллективных договоров и соглашений. РЕГУЛИРОВАНИЕ

9. Денежная единица, которой не стоит измерять учительскую зарплату. ЕВРО

10. Редкая учительская награда. ОРДЕН

11. Контроль государства за соблюдением трудового законодательства. НАДЗОР

12. Процедура, которую необходимо пройти в службе по урегулированию трудовых споров. РЕГИСТРАЦИЯ

13. Страна, технические изобретения которой способствуют профсоюзной работе. ЯПОНИЯ

14. Жестокий начальник, администратор-самодур. САТРАП

15. Участник разрешения трудовых споров на одном из этапов. ПОСРЕДНИК

16. Его осуществляют профсоюзы по вопросу соблюдения трудового законодательства. КОНТРОЛЬ

17. Намеренный срыв работы. САБОТАЖ

18. Устройство на окнах с целью соблюдения светового режима в школе. ЖАЛЮЗИ

19. Мирное, безмятежное существование при слабой работе профсоюза. ИДИЛЛИЯ

20. Папка с документами по профсоюзным делам. ДОСЬЕ

21. Наркотическое вещество, разрушающее здоровье не только членов профсоюза. НИКОТИН

Виктория БЫЛЬЕВА, учитель Добрунской средней общеобразовательной школы Брянского района, победитель областного конкурса на лучшую методическую разработку занятия профсоюзного кружка, Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте