Математика учит мыслить, понимать, рассуждать, искать и находить решения. В значимости этой науки для стройности ума уверен Иван ТРИШКИН, учитель математики и физики Мятлевской школы Износковского района Калужской области.
«Лучшее слово – это дело», – считает Иван Викторович. В его случае это действительно так. Говорить о себе он не очень любит, больше рассказывает о школе, в которой трудится. Пока мы беседовали в полупустом школьном кабинете, ответы Ивану Викторовичу несколько раз подсказывали коллеги. Это от них удалось узнать, что их учитель математики скромный и эрудированный человек. А еще по-хорошему настойчивый и очень надежный: он легко включается в выполнение любой задачи, даже если это не входит в сферу его обязанностей, и непременно добивается ее решения. Такой, видно, математический склад ума.
В семье Ивана Тришкина есть потомственные железнодорожники, врачи. С приходом Ивана в учительство теперь есть потомственные педагоги, его мама тоже преподавала математику в школе. Путь в профессию получился традиционным: маленький Ваня, бывавший на маминых уроках, удивлялся, как сложные задачи с ее легкой руки превращались в веселые квесты. Теперь он сам применяет игровые методики. Предлагает школьникам задачи, связанные с практикой. Например, почувствовать себя строителем и рассчитать, сколько понадобится бруса сечением 50 см на возведение коробки дома размером 12 на 14 метров. «Одно дело – пройтись по формулам и вызубрить их, а другое – рассчитать траты на электроэнергию в собственной квартире и попробовать оптимизировать их», – рассказывает педагог. Чтобы ребенок понимал и практическое, и научное применение изучаемого предмета, на уроке физики при изучении темы «Работа и мощность электрического тока» Иван Викторович начинает размышлять вместе с учащимися.
– Вот есть у вас дома электрочайник. Примем его мощность за два киловатта. Чайник греется около трех минут. Введем в формулу количество чаепитий в вашей семье в день. А теперь давайте посчитаем, сколько электричества в месяц потребляет только один чайник, – рассуждает учитель.
После соответствующих арифметических действий получилось, что одно только чаепитие обходится семье в 300 рублей в месяц. Дальше учитель просит посчитать, сколько примерно потребляют лампочки, зарядные устройства, другие приборы. Так на примере повседневных ситуаций выучиваются формулы, а заодно выясняется, во сколько обходятся обычные бытовые удобства.
Корни Ивана произрастают из Калужской области, и детство его прошло здесь. Отец в свое время уехал по распределению работать на Брянщину, и родители живут там по сей день. Братья, другие родственники и друзья сосредоточены в Калуге, а потому выбор высшего учебного заведения для Ивана был несложным. Он окончил Калужский университет имени Константина Эдуардовича Циолковского по специальности «математика и информатика» и сразу по окончании вуза пришел работать в Мятлевскую школу. На выбор повлияло несколько факторов. Во-первых, здесь учился племянник, который рассказывал о школе только хорошее. Во-вторых, знакомая, с которой общались в университете, тоже рекомендовала Мятлевскую школу. Никакой дедовщины не было, молодого педагога приняли с распростертыми объятиями. Сегодня у Ивана Тришкина сложились дружеские отношения и с детьми, и с коллегами, а директор Тамара Никишина не нарадуется. «Иван Викторович, – говорит руководитель школы, – подключается к любому школьному делу, начиная от ремонта классов и заканчивая цифровизацией».
С тех пор как Иван занял вакантное место учителя физики и математики, прошло восемь наполненных важными делами лет. Среди этих дел курс робототехники, который он ведет в школьной «Точке роста». Научиться управлять роботом – задача и увлекательная, и познавательная, но еще интереснее старшекласснику самому запрограммировать робот-вертолет так, чтобы летучая машина села на вытянутую руку преподавателя. Такое тоже возможно в «Точке роста», ведь внутри курса робототехники есть занятия по программированию. На свой курс педагог приглашает всех желающих независимо от уровня успеваемости. Иван Викторович уверен: будущее человека определяют не только и не столько оценки, а навыки конструирования полезны всем.
Ну а после занятий хорошо размяться. Переодеться в спортивную майку – и бегом в зал или на улицу, чтобы поиграть с детьми и коллегами в баскетбол. Дружба со спортом у Ивана тоже крепкая: он член сборной команды Износковского района по волейболу, играет в настольный теннис, ходит на лыжах и в турпоходы. Любимое время для прогулок на природе – разноцветье ранней осени. Наблюдать и запечатлевать мгновения – движения ли перелетного гуся, приземления ли на воду кружевного листа – одно из хобби учителя. Фотоаппарат у него стоящий – с длиннофокусным объективом, с хорошей оптикой. Но фотографиями хвалиться он не будет, а просто перешлет другу пейзаж или портрет, который недавно сделал. А портреты у него получаются особые, не постановочные, очень живые. Такой уж человек держит в руках камеру – поэт в душе.
Иван Тришкин равно благодушно принимает в себе физика и лирика. Не считает, что существует жесткое разделение людей на гуманитариев и технарей, особенно когда об этом заявляют школьники, которые еще многого не пробовали в жизни. Говорит, математик должен быть отчасти поэтом. Будучи школьником, он сам регулярно участвовал в конкурсах чтецов, да и сейчас нет-нет да прочтет по памяти рифмованные строки любимого Есенина. В дружеской компании всегда к месту. А когда захлестывают эмоции, сам пишет проникновенные стихи. Вот только никому их не показывает – несовершенные, мол.
Зато Иван Викторович с гордостью рассказывает, какая замечательная у них школа, насчитывающая всего сотни две учеников. В распоряжении учащихся два здания, старое и новое, объединенные крытым переходом. Здесь устроен зимний сад – зона релаксации и отдыха. Учебное заведение работает по принципу школы полного дня. Для приезжающих из других деревень ребят есть утренний и два вечерних рейса школьного автобуса. Малыши уезжают на первом, старшие – обычно позднее. После уроков для них работают секции, дополнительные занятия. При школе есть кабинеты флористики и биотехнологии. Проводятся мероприятия по профориентированию, патриотической направленности, фестивали ГТО, смотры строя и песни, приуроченные к 9 Мая. Объединенные советом отцов папы деятельно участвуют в воспитательной работе, приглашаются на уроки, рассказывают о своих профессиях, участвуют в спортивных играх и состязаниях, в походах на природу и экскурсионных поездках. Особая гордость школы – приусадебный участок. Занимаясь под руководством преподавателей благоустройством цветочных клумб и уходом за газоном, дети одновременно узнают, какие бывают декоративные растения, как за ними ухаживать, как создать цветочную композицию, словом, постигают тонкости ландшафтного дизайна. А закрепить новые знания можно в рамках инновационного туристско-образовательного проекта «Маршрут успеха». Недавно одиннадцатиклассники съездили в Калужский филиал Российского государственного аграрного университета имени Климента Аркадиевича Тимирязева, ставший первой точкой маршрута. Ребята ознакомились с возможной будущей профессией, попробовав себя в ландшафтном проектировании.
Поселок Мятлево совсем небольшой, но Калуга с ее культурным, научным, производственным потенциалом находится всего в часе езды. Сам Иван Тришкин в свободное время тоже выбирается в областную столицу, чтобы посетить театр, кинотеатр, концертный зал. Отпуск проводит на Брянщине, помогая родителям по хозяйству.
В середине марта в Мятлевской средней школе традиционно прошла областная научно-практическая педагогическая конференция, посвященная памяти народного учителя России Александра Федоровича Иванова. Школа носит имя этого педагога, отдавшего ей 60 лет жизни. Александр Федорович писал: «Интересы воспитания детей обязывают педагогические коллективы перестроить всю внутреннюю жизнь школы, создать в ней стиль отношений, основанный на глубоком уважении личности ученика, доверии, душевной теплоте, понимании возможностей и запросов ребенка». Мятлевская школа продолжает заложенные Ивановым традиции.
«В нашей школе, – рассказывает Иван Тришкин, – всегда тепло и уютно, царит дружелюбная, уважительная атмосфера». Сын учителя, зная все плюсы и минусы профессии, он посвятил себя ей осознанно. Считает, что ежедневно должен работать над собой – над манерой ведения урока и его содержанием, собственной речью, внешним видом.
Постоянное самосовершенствование приносит свои плоды. Сначала была победа на муниципальном этапе конкурса «Учитель года»-2021, потом на областном. Это, уверяет Иван, не только его победы: «Мне помогали, консультировали весь коллектив и директор школы. Следующего выдвиженца на муниципальный уровень тоже поддерживаем всем миром». Во время всероссийского этапа конкурса Иван Викторович еще раз убедился в том, о чем знал всегда: взаимовыручка, помощь новых и старых друзей бесценны. Однако определять, какой из педагогов лучше, какой – хуже, очень сложно. Ведь профессия, говорит, столь специфическая, что любой преподаватель – это уже учитель года.
Галина СЕРГЕЕВА, Калужская область
Комментарии