Цели урока: 1. Знакомство с творчеством А.П. Чехова, с особенностями его поэтики через произведения “Ванька” и “Мальчики”. 2. Работа над навыками чтения, выработка умения работать с текстом, рассуждать, доказывать свою точку зрения, оценивать поступки героев, давать характеристику героям. 3. Воспитание через рассказ “Мальчики” положительных черт характера.
Оборудование: Портрет А.П. Чехова. Кодоскоп.
Ход урока.
1. Объявление темы урока. Мы продолжаем знакомиться с творчеством удивительного человека А.П. Чехова, которого современники называли добрейшей души человеком, человеком величайшей скромности и честности, веселым и общительным, волевым и целеустремленным.
Тема “Детство” имела немаловажное значение для писателя. Двадцать четыре рассказа о детях, и в каждом из них А.П. Чехов является поистине знатоком детской души.
2. На прошлом уроке мы вели разговор о рассказе “Ванька” и его главном герое, но заключительное слово прозвучит в ваших творческих работах. (Дети читают сочинение-рассуждение “Как изменится жизнь Ваньки, если дедушка получит письмо?”).
3. Уже работа по рассказу “Ванька” позволила нам познакомиться с особенностями поэтики А.П. Чехова. Что ей присуще? Лаконизм; емкость слова; динамичность сюжета; юмор, комизм; мастерство короткого рассказа.
4. Сегодня мы с вами рассмотрим другой, но не менее яркий по эмоциональной окраске рассказ А.П. Чехова – “Мальчики”. Настоящий читатель (а мы с вами стараемся им стать) должен знать время и ситуацию, в которой протекала жизнь героя.
А.П. Чехов сам говорил так: “…вкусы людей меняются со временем. Так было время, когда люди зачитывались рыцарскими романами и уходили в дон-кихоты, а наши московские и сызранские детишки, начитавшись Майн-Рида удирали из родного дома и изображали бегство в Америку”.
То есть откуда взят сюжет? (Сюжет взят из реальной жизни). Это еще одна неотъемлемая черта поэтики А.П. Чехова: реалии жизни. Именно за эту особенность Л.Н. Толстой говорил о нем: “Несравненный художник жизни. Своими жадными глазами нахватался гигантского множества впечатлений и образов, будто у него тысяча глаз”.
5. Работа по рассказу “Мальчики”.
5.1. Вы прочитали рассказ “Мальчики”, какая главная задача была у вас, как у читателей? Понять мысли и чувства автора. Понять точку зрения автора. Для этого нужно выяснить, какую задачу ставил себе писатель, в чем прежде всего нужно сориентироваться? (Определить род литературы). К какому роду литературы мы можем отнести это произведение? (Эпос). В чем задача эпоса? (Рассказать о поступках и характерах героев, об их мыслях и чувствах, оценить их – задача автора, если он выбрал этот род литературы).
5.2. Именно с этого мы и начнем работу по рассказу “Мальчики”. Дадим сравнительную характеристику главных героев.
Почему одного мальчика автор называет по имени (Володя), а другого – по фамилии (Чечевицын)? (Уже этим Антон Павлович дает понять, что роли в игре распределяются не стихийно, а с учетом возраста и характера). Следовательно, какой можно сделать вывод? (Чечевицын более взрослый, и у него более сильный характер, чем у Володи).
Далее все выводы, умозаключения дети оформляют в тетрадях по чтению.
5.3. Литературный портрет главных героев, Володи и Чечевицына: одного возраста и роста; пухл – худ, бел – смугл, покрыт веснушками, волосы щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, некрасивый. Выглядели угрюмо, не улыбались.
Это и удивило сестер. Почему? (Так как прежде брат всегда был веселый). Вывод: посмотрите, насколько лаконично А.П. Чехов рисует литературный портрет, каждое слово емко. Это еще одна особенность поэтики А.П. Чехова. Чехов – мастер портрета.
5.4. Черты характера. В чем проявляются? (В поступках). Каждая черта характера подтверждается строчками из текста (это доказывается и записывается в тетрадь): слабовольный – волевой, упорный в достижении поставленной цели, нерешительный (трус) – решительный, не встал на защиту друга – солидарный, не предал друга, взяв на себя роль организатора, инициатор в игре, любящий сын.
Кому симпатизирует А.П. Чехов? Кто ему ближе? (Чечевицын, так как сам был целеустремленным, волевым человеком, жившим всю жизнь по своду правил, которые сам для себя разработал. Чем и поучительна биография А.П. Чехова).
5.5. Читая рассказ, вы обратили внимание на особенность поэтики А.П. Чехова, о которой мы говорили на прошлом уроке? (Комизм). Найдите примеры в тексте.
Справка. И как юморист А.П. Чехов был гигантом. Первый русский сатирик после Н.В. Гоголя, заразивший своим чеховским смехом многие поколения.
5.6. Рассказы Антона Павловича о детях обычно строятся как сценки. А рассказ “Мальчики” так и назывался “Сценка”. Это еще одна особенность в рассказах А.П. Чехова, сценизм.
Найдите в рассказе сценки: 1. Встреча гостей. 2. За столом. 3. Девочки подслушивают. 4. Вернули домой.
(Разделившись на группы, дети разыгрывают сценки).
5.7. В заключение поговорим о композиции рассказа. Из чего состоит? 1. Завязка. 2. Развязка. 3. Кульминация. 4. Развязка.
(Идет разговор учителя с учениками о каждом этапе композиции).
В первоначальном варианте конец рассказа, его развязка, был совсем другим. Как, по-вашему, могла произойти развязка? (Дети дают свои варианты развязки).
А вот как было у А.П. Чехова: “Чечевицын уговаривал Володю бежать, но когда тот расплакался, то и он не выдержал и расплакался. Расплакались и подслушивавшие у дверей девочки. Разбуженная их плачем, прибежала мать. Девочки проговорились и выдали тайну. Путешествие было расстроено”.
А может быть, это вовсе и не развязка, а только начало. Именно на это рассчитаны чеховские финалы: 1. Недосказанность. 2. Надежда на сотворчество с читателем.
Кто хочет вступить в сотворчество с А.П. Чеховым?
Подумайте, порассуждайте и ответьте на вопрос: “Что будет дальше с героями рассказа?”.
6. Домашнее задание: 1) Написать сочинение-рассуждение “Поживем – увидим”. 2) Пересказ текста от лица Володи или Чечевицына с учетом особенностей их характера.
Татьяна КНЯЗЕВА
Глазов
Комментарии