По мнению Игоря Ильина, начальника Управления оплаты, нормирования и производительности труда Минтруда России, прожиточный минимум в следующем году в целом по стране не превысит 1800 рублей. На вопрос, будет ли когда-нибудь ставка первого разряда сопоставима с прожиточным минимумом, Игорь Викторович ответил утвердительно.
– Этого можно достичь только поэтапным увеличением. Сейчас ставка первого разряда составляет 18 процентов от минимальной потребительской корзины, а после декабрьского повышения приблизится к 25 процентам. В 2002 году планируется повысить ее до 30 процентов; в 2003-м – до 50; в 2004-м – до 80. В конце концов через четыре года ставка первого разряда ЕТС реально может быть приравнена к прожиточному минимуму. На чем основывается такой прогноз? Как известно, существует прямая зависимость между уровнем оплаты труда граждан и доходами в бюджет: рост зарплаты пропорционален налогам, а следовательно, и пополнению доходной части бюджета. Должен сказать, что у этой теории есть противники. В Минэкономике, например, считают, что в первую очередь надо инвестировать основные фонды.
– В этом случае дистанция между ставкой первого разряда ЕТС и прожиточным минимумом не сократится ни через пять, ни через десять лет. Однако оправдана ли проволочка с законом о повышении тарифных ставок ЕТС? И так ли уж принципиальны разногласия между Госдумой и Советом Федерации?
– Федеральный закон, принятый Госдумой и не одобренный Советом Федерации, обойдется региональным бюджетам в 15 миллиардов рублей в месяц. Далеко не все субъекты Федерации найдут финансовые резервы за счет собственных доходов. Чтобы как-то снивелировать бюджетный дефицит, сроки повышения перенесли с ноября на декабрь. Разногласия возникли также и при обсуждении третьей статьи закона. Цитирую ее:
“С учетом величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации и особенностей регионального рынка труда законом субъекта Российской Федерации по согласованию с региональными объединениями профсоюзов и региональными объединениями работодателей может быть установлен более высокий размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы соответствующего субъекта Российской Федерации╩.
Если дать регионам больше свободы, бюджетники от этого только выиграют. Сами посудите: территория России огромна, природные условия разнообразны, и величины прожиточного минимума, например в Якутии и в Ульяновской области, отличаются в несколько раз. Именно поэтому ставка первого разряда должна приниматься не абстрактно, в среднем по стране, а дифференцированно, учитывая региональные особенности.
– Может, имеет смысл вообще отказаться от Единой тарифной сетки?
– Видите ли, ЕТС является основой межбюджетных отношений. Отказ от нее повлечет дополнительные трудности при распределении федеральных трансфертов, например.
– А разве дифференцирование ставки первого разряда не создает этих трудностей? Впрочем, я, кажется, и сам могу ответить на свой вопрос. Если регион дотационный и не обходится без помощи федеральных трансфертов, ему незачем завышать ставку первого разряда. И снизить ее невозможно, поскольку это противоречит закону. Таким образом, она автоматически остается на федеральном уровне.
– Совершенно верно. Замечу к тому же, что межразрядные тарифные коэффициенты остаются прерогативой правительства. Они будут утверждаться на федеральном уровне, и региональные власти не вправе изменять их.
– Коль уж мы коснулись тарифных коэффициентов, каков будет их диапазон: четыре с половиной или шесть, как того требует профсоюз?
– Четыре с половиной, это можно предположить с достаточной долей уверенности, поскольку в проекте федерального бюджета на следующий год учтена именно эта цифра.
Георгий ДОЛЖИКОВ
Комментарии