search
main
0

«Поэма всей моей жизни…». ​Наследие

В последнее десятилетие предпринималось немало попыток осмыслить уроки Макаренко в публикациях «Учительской газеты» и в других изданиях, на научных конференциях различного уровня. Примечателен факт, что в конце 2012 года в издательстве «Периодика» вышли в свет «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», инициатором переиздания которых выступила… косметическая компания «Фаберлик». Оказывается, компания с успехом применяет идеи педагога в бизнес-практике.

Труды Макаренко во всем мире ценятся высоко. Так, в резолюции ЮНЕСКО в связи со 100-летием Антона Семеновича Макаренко было сказано, что его деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания молодого поколения.Не стал исключением и год нынешний. 80 лет со дня выхода в свет «Педагогической поэмы» Макаренко сразу два столичных издательства ознаменовали выпуском этого замечательного произведения классика педагогики.На меня большое впечатление произвела прежде всего книга издательства «АСТ», в которой составителем, автором вступительной статьи, примечаний и комментариев выступила известный макаренковед Светлана Сергеевна Невская.«Педагогическая поэма» имеет необычную десятилетнюю историю создания, которая раскрывается во вступительной статье. Широкому кругу читателей также мало известна и биография Макаренко, хорошо, что воспроизведение основных ее этапов в издании предшествует тексту самого произведения. Но, конечно, главное в книге – это сам педагогический роман-поэма, с которой читатель может ознакомиться в восстановленном виде.В новом издании «Педагогической поэмы» текст еще раз проверен, уточнены все нюансы, которые связаны с восстановлением отдельных небольших авторских высказываний. Немаловажно, что все восстановленные тексты даны курсивом, это позволило сохранить уже привычный для давних читателей текст произведения.Массовая практика, в том числе опыт педагогов Тульской области, показала высокую эффективность системы Макаренко. Это вовсе не означает призыв к воплощению в жизнь буквально всех высказываний ученого-практика, стремление доказать, что все им сказанное правильно, а тот, кто не согласен, тот просто ничего не понимает в педагогике. Как бы ни были мудры чужие мысли, писал Василий Александрович Сухомлинский, они, хотя и «сокращают нам опыты быстротекущей жизни», не могут, однако, заменить собственного мышления, ибо сфера нашего труда – живой человек, его душа. Всего лишь с запасом цитат к такому тонкому материалу не подойдешь.Но я убежден, что настоящий учитель не может состояться без внимательного прочтения классики жанра, в составе которой по праву и «Педагогическая поэма» Макаренко.Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте