Русский рэп продолжает будоражить умы. Не так давно «Учительская газета» писала про сериал Валерии Гай-Германики «Бонус», а теперь подоспела новая криминальная комедия Ивана Курского «Клубаре».
И снова на авансцене резиденты лейбла Василия Вакуленко (Баста).
Четыре года назад на экраны вышла картина «Газгольдер», которая вызвала неоднозначные отклики. Там сыграл сам Баста, режиссером стал Иван Курский (Евгений Антимоний). Тогда на фильме не удалось не то что заработать, он даже не окупил вложенных в него средств (бюджет 2,8 млн долларов США).
Одна из проблем – расплывчатое представление создателей о целевой аудитории. Нестройный сценарий, недотягивающая до мало-мальски адекватного уровня актерская игра. С другой стороны, операторы картины в лице Алексея Куприянова, Игоря Гринякина и Дениса Панова, а также монтажеры в лице Азата Григоряна, Игоря Отдельнова и самого режиссера добились отличной картинки (как получилось и в случае с «Бонусом»). Также можно было простить многое авторам за неподдельную любовь к выбранной теме и знание предмета.
«Клубаре» напоминает нам работу над ошибками. Прилежный талантливый ученик, высунув язык, аккуратно выводит в тетради сочинение и претендует на твердую четверку. Из музыкантов больше не делают актеров. Баста старается вести себя естественно, не переигрывает, органично смотрится в кадре. Состав камео разбавлен маститыми актерами в лице Евгения Стычкина, Михаила Богдасарова, Владимира Сычева. Еще Милош Форман говорил о том, что профессиональные и непрофессиональные актеры могут здорово уравновесить друг друга, взаимно подретушировать огрехи и добиться небывалого синтеза. Мы помним, из какого сора выходят стихи, мы понимаем, что ребята сделали поэму в стиле рэп.
Реплики героев, прописанные поэтом Олегом Грузом, являющимся также автором сценария психиатрической комедии «Рвы», рифмуются, складываясь в поэтическое полотно. Не обошлось, конечно, без версификаторских банальностей, но в целом картина вырисовывается достойная. И это все-таки кино, а не баттл, записанный на камеру, так как визуальная составляющая снова на уровне. Операторская работа, как и монтаж, выше всяких похвал. Да, фильм грешит клиповостью, но разве ребята давали нам обещание не делать этого?! Ахиллесова пята – сюжет. Согласно истории Ивана Курского Артур (Евгений Стычкин), беспринципный и циничный столичный музыкальный промоутер, готов предать кого угодно, кроме своей девушки (Дарья Чаруша). Кривая дорожка приводит его прямиком в лапы продажных копов, ставящих его «на счетчик». Думая, как выкрутиться, Артур решает организовать «Клубаре» (контаминация клуба и кабаре), в качестве компаньона он берет своего друга Руля (Руслан Таркинский, непрофессиональный актер, арт-директор клуба «Газгольдер»). Спонсор проекта – воротила Цукерберг. Он очень не любит, когда его кидают. Он горит проектом и до поры до времени не знает, что Артур использует его… Наш герой (антигерой) оказывается между молотом и наковальней, между полицией и миллионером.
Прорисовка персонажей получилась небрежной. Однако, как говорил Роберт Таун, американский сценарист, самое важное в фильме – финальные сцены, и тут получилось, на удивление, круто. Даже смело. В рукавах у создателей несколько карт, выдающих своеобразное чувство юмора. Здесь туз в виде стеба над опостылевшей всем рекламой интернет-казино – блистательное появление Вити АК-47, Скриптонита, шутки в духе тупых американских комедий (испанский стыд вкупе с гомерическим хохотом).
Подход создателей к работе со зрителем не вписывается в альтернативные варианты, привычные для киношников. Обычно на мнение зрителей либо плюют, либо носятся с ним как с писаной торбой, либо пытаются математически просчитать, либо надеются на творческую интуицию. Создатели «Клубаре» заявляют прямо: «Не любо – не смотри и не слушай, мы играем для себя». Начинаешь верить в то, что дела обстоят именно так, как позиционируют их авторы фильма: «Клубаре» не про деньги и не для денег, а скорее эксперимент, который либо выстрелит, либо нет.
Если что, «Клубаре» не варится в собственном соку. Повестка дня тут тоже нащупывается. Новости о падении российских фондовых индексов, небодрый курс рубля, история с кокаином, обнаруженным при российском посольстве в Аргентине, дурной оптимизм Медведева на тему импортозамещения. Портрет Путина на дальнем плане одной из сцен. Классика в лице продажных силовиков, привет из нулевых в лице гламурных девушек.
Создатели фильма, хотят они этого или нет, ставят диагноз нашему времени. В выписном эпикризе значится: отсутствие героя при мучительной потребности в нем. Более того, мы можем проследить это время в динамике, во всей мучительной трансформации из непонятно чего в непонятно что. Если верить существующей информации, сценарий писался десять лет. Это примерно как «Обрыв» Ивана Гончарова, вобравший в себя и нигилистов, и социалистов второй половины XIX века, и вечно ищущих себя художников. Люди разных временных пластов, стоящие на одной шахматной доске. Так и здесь. Казалось бы, гламур давно всем надоел, его место заняла квази-маскулинность (барбер-шопы и прочее такое). Однако до цельного высказывания это все не вырастает, рискуя остаться достоянием фанатов. Ну не «Восьмая миля» с Эминемом, не «Пуля» с Микки Рурком и Тупаком Шакуром, не «Черная пантера» с музыкой Кендрика Ламара, не «Голос улиц». Налицо прогресс по сравнению с «Газгольдером». Будем надеяться на третью часть и верить в творческую эволюцию создателей.
Комментарии