13 марта 2021 года исполнилось 133 года со дня рождения великого педагога А.С.Макаренко. Можно с уверенностью сказать, что своими идеями Антон Семенович изменил педагогическое мышление в XX веке.
В 1988 году ЮНЕСКО назвала четырех педагогов, определивших направление образования в ХХ веке. Один из них Макаренко. Почему его идеи считаются востребованными в современной школе? Много параллелей можно провести между эпохой, в которой жил мэтр, и нашим временем. Конечно, масштабы деформации общественных отношений в 20‑е годы XX века и проблемы постдистанцинной школы несоизмеримы, но все же есть ряд сходных элементов, что и подтолкнуло нас к актуализации и применению идей Макаренко в работе школы XXI века.
Задача: научить жить по правилам общества, после того как дети разучились воспринимать какие-либо правила, кроме закона улицы.
В условиях самоизоляции и дистанционного обучения у любого человека, включенного в школьное образование, процесс социализации сводится к минимуму. Детям и взрослым не хватало живого общения. Это, безусловно, дало свои «плоды».
С выходом на очное обучение мы увидели новых детей и коллег, которым заново пришлось адаптироваться к нормам школы №1529.
В связи с постоянным нахождением дома детям катастрофически не хватало физической активности, маленьких шалостей, характерных для них, и просто общения с друзьями и сверстниками. Это вызвало значительное увеличение нарушений школьных правил и снижение дисциплинированности.
Проблема: нецензурная лексика, нарушение закона, драки, неумение решать конфликты, недоверие и озлобленность.
В такой ситуации задача социально-психологической службы школы на первом этапе не допустить ухудшения. С каждым классом регулярно проводятся беседы, направленные на профилактику травматизма, буллинга, употребления алкоголя, сигарет, ПАВ, вандализма.
Решение проблемы: обучение, профориентация, организация досуга.
В борьбе с нарушениями очень помогает мониторинг систем внутреннего видеонаблюдения. С учащимися проводятся индивидуальные беседы, которые позволяют выявить не только поверхностные мотивы, но и более глубокие причины деструктивного поведения. В большей части подобных случаев мы привлекаем родителей к решению подобных проблем.
Лучший способ профилактики – треугольник «ученик – педагог – родитель».
Наряду с воспитательными беседами очень важно помнить о необходимости творческой деятельности. Когда ребенок вовлечен в творчество, у него не остается времени на шалости, более того, появляются заинтересованность и мотивация к более продуктивной и конструктивной деятельности.
Именно поэтому большое значение мы придаем вовлеченности детей в организацию концертов, общественно полезных мероприятий, ученическому самоуправлению.
На втором этапе важно оказать детям, их родителям и педагогам помощь в адаптации. С классами регулярно проводятся тренинги по обучению навыкам коммуникации, профилактике буллинга. За время дистанционного обучения и длительного нахождения в сети Интернет увеличились случаи травли. На тренингах «Скажи травле «нет» дети учатся понимать разницу между простой шуткой и обидным словом, между игрой, в которой должно быть весело всем, и издевательством. Ребята разбираются в том, как реагировать в такой ситуации, учатся понимать мотивы поведения и обидчика, и жертвы.
Стоит отметить и плюсы дистанционного обучения. Весной 2020 года была запущена служба «Психолог online». Дети, родители и учителя в любой момент могли анонимно задать интересующий вопрос психологу и быстро получить на него ответ. Работа данной службы продолжается, для удобства в пространстве школы размещены QR-коды, при помощи которых все участники образовательного процесса могут легко обратиться к психологу.
Ситуация после дистанционного обучения подтолкнула учителей взять в руки «Педагогическую поэму» и в хорошо знакомых строках искать ответы на вызовы нашего времени. Спасибо, Антон Семенович, мы читаем, вновь постигаем истины и верим: все у нас с учениками получится!
Алексей ГОВОРУНОВ, заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию школы №1529 имени А.С.Грибоедова;
Дарья ВИТКОВСКАЯ, социальный педагог школы №1529 имени А.С.Грибоедова;
Евгения САННИКОВА, педагог-психолог школы №1529 имени А.С.Грибоедова
Комментарии