search
main
0

«Поехали!» . Любимое слово космонавтов первыми говорили железнодорожники

Босоножки на девчонках были золотисто-бронзового цвета, даже каблук! Кофточки и юбки черные. Юбки – зауженные, расшитые какими-то необыкновенными цветами, с разрезом, тоже каким-то необычным. На сцене юные танцовщицы отбивали золотыми каблуками нечто горячее и испанское, а парни – узенькие брючки, рубашки с глубоко расстегнутым воротом, все тоже черное! – казалось, спорили с девчонками, кто кого перетанцует. Так закрывалась областная олимпиада по информатике и электротехнике среди студентов учреждений начального и среднего профессионального образования Воронежской области.

Концерт, который перед церемонией награждения устроили студенты Воронежского колледжа железнодорожного транспорта, мог бы продолжаться не один час. Здесь очень многие поют, танцуют, сочиняют стихи и даже музыку свою пишут. Сам колледж – одно из старейших учебных заведений не только в Воронеже, но, пожалуй, и в России: в прошлом году отпраздновали 125-летие. Когда его история только начиналась, Юго-Восточная железная дорога называлась Козлово-Воронежско-Ростовской. Бывший Козлов – теперь наукоград Мичуринск. Эти и еще многие другие исторические сведения, так или иначе соприкасающиеся с железной дорогой и перевозками, можно запросто отыскать в музее колледжа. Как рассказала Лидия Грачева, заместитель директора по воспитательной работе, музей существует с 1972 года, и, что самое главное, он не превратился в нечто застывшее: «Музей живой!»

– Здесь своя жизнь, которая не останавливается. Ребята, занимающиеся в музейной секции, работают постоянно.

Здесь я познакомилась с двумя студентами-первокурсниками – Евгением Дмитриевым и Даниилом Тютеревым. Оба учатся на экономическом отделении. Это новое, недавно открытое отделение, а основные специальности, по которым обучают в колледже, это помощники машинистов, «движенцы» – организаторы движения на железной дороге, есть еще отделение автоматики и телемеханики, а также электроснабжения. Так вот мои новые знакомые (возможно, будущие финансовые гении железной дороги) в музее занимались тем, что делали макет сражения на Прохоровском поле.

Музей – часть Центра молодежного досуга, который существует в колледже уже больше четырех лет. Организатором его стала Лидия Григорьевна. А главной причиной того, почему вообще возникла потребность в создании центра, была разрозненность ребят. Это, по мнению Лидии Григорьевны, беда всех учебных заведений: одно отделение или факультет не очень-то знают других, живут автономно. В колледже начали с того, что пригласили для организации дополнительных занятий очень интересного педагога дополнительного образования Марину Юрьевну Нагайцеву. Она создала танцевальный ансамбль: сначала ребята приходили сюда просто пообщаться, а заодно потанцевать. Но постепенно набирались мастерства, и теперь это – вполне профессиональный коллектив. Примерно так же было и с вокальной студией, потом туристы присоединились, спортсмены. Чтобы рассказать обо всех и обо всем, понадобился свой пресс-центр. Больше стало направлений, и у ребят появился выбор, интерес. Все вместе это оформилось в Центр молодежного досуга. Большая роль отводится студенческому самоуправлению: студенческие советы отделений, студсовет колледжа и студсовет общежитий. Между всеми – теснейшая взаимосвязь. Всего, по последним данным, в центре постоянно занимаются около 130 человек, и еще около трехсот посещают различные спортивные секции. На очном отделении студентов примерно 900 человек, так что дополнительная занятость ребят более чем приличная. Кстати, с учетом заочников в колледже более двух тысяч студентов.

Спрашиваю у директора колледжа Виталия Ретунского, где удается находить средства на содержание здания, на превосходный ремонт актового зала, в котором, что называется, с утра до вечера занимается то танцевальная студия, то вокальный ансамбль.

– Колледж относится к ведению Министерства путей сообщения, – рассказывает Виталий Владимирович. – Это государственная структура, и мы тоже являемся бюджетниками. Одновременно на железной дороге создано акционерное общество, и теперь ни оборудованием, ни деньгами дорога нам помощь оказать не может. Еще в прошлом году нам к 125-летию было выделено около шести миллионов рублей – отсюда и евроремонт в актовом зале, ремонт многих других помещений колледжа. Теперь, после реорганизации, железная дорога может нам выделять средства только из прибыли, и на эту сумму будет начислен налог на прибыль. То есть выгоды им никакой. Что будет после административной реформы, которая сейчас происходит в железнодорожной отрасли, мы не знаем, поэтому никаких прогнозов на 2005 год и далее делать не беремся. Просто надеемся на здравый смысл, ведь мы по-прежнему готовим железнодорожников – специалистов среднего звена. И, несмотря на перемены, дорога нам все равно старается помочь. Например, загрузили работой по курсам повышения квалификации и переподготовки специалистов. Мы переобучаем людей, расценки за наш труд хорошие, и это дает колледжу возможность зарабатывать в год около 5-6 миллионов рублей. К сожалению, пока реформы больше рогаток ставят. Но на первом этапе всегда есть шероховатости, и мы надеемся на лучшее. Дорога ведь очень много средств вложила в свои учебные заведения. Мы, например, ежегодно где-то в течение пяти лет получали по одному компьютерному классу, а в классе 16 машин! То есть, представляете, какую базу создали.

– Виталий Владимирович, вы сам из семьи железнодорожника, 17 лет проработали «на колесах», начали с помощника машиниста, закончили машинистом-инструктором. Потом – семь лет преподавателем колледжа и вот уже почти десять – директором. Так ли уж необходима практика преподавателям среднего профессионального образования?

– Обязательно необходима, ведь командир среднего звена должен руководить рабочими, обеспечивать процесс на производстве. И его должен учить человек, который это производство знает не теоретически, а практически. Боль нашего времени в том, что мы вынуждены брать преподавателями тех, кто не имеет практики. Закончил институт, и к нам. Тот же, кто пошел на производство, учить потом не пойдет. Все дело в зарплате: у преподавателя она несравнимо ниже, чем на производстве. И поэтому даже при сокращении специалисты к нам не особенно идут. Законодательство тоже не предусматривает никакой заинтересованности. Например, работающим железнодорожникам есть надбавка к пенсии, а если он к нам переходит, то теряет эту льготу.

– Техники, специалисты среднего звена всегда были востребованы. Сейчас это остается?

– Да. Мы в последние года три реально трудоустраиваем практически всех наших выпускников. Он только заканчивает, а его уже ждут на будущем месте работы. Даже если парню при получении диплома вручают повестку в армию, место за ним сохраняется. Отслужил, вернулся, идет работать. Мы не гарантируем распределение только «коммерческим» студентам. Наибольшая потребность в наших выпускниках на периферии, на станциях. Если там проблема с жильем решена, то наших ребят берут в первую очередь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте