search
main
0

Подземное солнышко. Как смастерить колыбель

Каково значение и происхождение слов: «люлька», «зыбка», «колыбель»? В Историко-этимологическом словаре современного русского языка П.Я.Черных записано: «В говорах: зыбать – «колыхать», «колебать»… Слово известно с начала XVIII века, но не получило удовлетворительного этимологического освещения». Из Толкового словаря русского языка С.И.Ожегова следует: «Люлька (зыбка) – подвесная колыбель». В Новом толково-словообразовательном словаре русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой записано: «Люлюкать – качать, баюкать», – и далее: «Зыбкий – легко приходящий в состояние движения, колебания. Зыбко – об отсутствии твердой опоры под ногами». По всей видимости, люлька (зыбка) – подвесная конструкция, имевшая хождение главным образом в сельской местности, а колыбель (впоследствии – кроватка) – напольная, бытовавшая в городе. Но все это не более чем несколько строк в академическом издании. А ведь если копнуть в глубь истории…

Изобразительное искусство

Тема четверти: Истоки искусств твоего народа.

Тема урока: Конструкция и декор предметов быта. 4-й класс.

Цель: формировать навыки конструирования из бумаги, умения декорировать изделие заданной формы.

Задачи:

– познакомить учеников с разновидностями детских колыбелей, с символикой их декора;

– развитие творческих способностей, умения составлять свои собственные знаки-обереги;

– воспитание бережного отношения к народным традициям.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды фотографий с выставки, репродукции картин: А.Грицай. «Утро», А.Пластов. «Мама», К.Петров-Водкин. «В детской», Б.Моризо. «У колыбели», музыкальное оформление: русская народная колыбельная песня, песня из кинофильма «Гусарская баллада», раздаточный материал (трафареты и инструкционная карта), бумага А4 (тонированная «под дерево»), ножницы, клей, краски, кисти (или цветная бумага для аппликации).

Ход урока:

Организационный момент.

Цель. Изготовление макета люльки.

Тема урока записана на доске. На экране высвечивается слайд, репродукция картины А.Грицай «Утро», звучит фрагмент песни из кинофильма «Гусарская баллада» «Колыбельная Светланы».

Учитель: Наш урок сегодня посвящен такому знакомому и привычному в обиходе предмету, как детская колыбель. Конечно, наша современная детская мебель отличается от той, которую мы видим с вами на картине, но назначение осталось прежним: баюкать, качать дитя.

При рождении ребенка на женской половине дома на гибкой длинной жерди (очеп), прикрепленной к потолочной матице, вешалась люлька. На хорошем очепе люлька колебалась долго и плавно. Зачастую к ней привязывали веревку с петлей, которую надевали на ногу, руки при этом оставались свободными для работы. В России бытовало четыре типа младенческих колыбелей. Первый – зыбка в виде сужающегося книзу деревянного ящика с двумя дужками для подвешивания (демонстрация слайдов для каждого случая) применялась крестьянами Севера России. Второй тип – деревянная рама, обтянутая холстом. Подобные зыбки бытовали в Центральной России. Образец ее можно увидеть в Историческом музее на Красной площади (колыбель царского наследника). Третий – лубяные короба с сетчатым дном. Четвертый тип – плетеные зыбки использовались на юге.

Самостоятельная работа учащихся.

Ученикам выдаются трафареты и инструкционная карта по изготовлению модели люльки (см. рис.).

Декор люльки

Учитель: Несмотря на ограниченное разнообразие в конструкциях детских люлек, двух одинаковых изделий не существовало. Люльки украшали резьбой (слайд), росписью (слайд). На зыбках в регионе Северной Двины помимо растительного узора часто изображали различные бытовые сценки.

У многих народов на детских люльках, впрочем, как и на других бытовых предметах, изображалось пышное, раскидистое древо. Каждое изображение носило определенный смысл. Наши предки верили в то, что изображение, нанесенное на люльку, не только ее украшает, но и защищает младенца, который в ней находится. На стенках колыбели рисовали кресты и «подземное солнышко» – оберег от нечистой силы. Давайте познакомимся с некоторыми знаками-символами, используемыми в мезенской росписи. Из подобных знаков можно было составить целое письмо-пожелание (слайд).

Сегодня вы постараетесь придумать свои знаки, символы. В наше время уже мало кто верит в порчу и сглаз, но есть масса других неприятностей и бед, от которых родители хотели бы уберечь свое дитя. Украсить свое изделие вы можете, используя фломастеры, краски или аппликацию из цветной бумаги.

Самостоятельная работа учащихся по оформлению изделия (музыкальное сопровождение).

Подведение итогов. Демонстрируются лучшие изделия. Ученики пытаются объяснить, что они хотели сказать, украшая макет своей люльки.

Уборка рабочих мест.

Инструкционная карта

1. Помните! Работа с ножницами требует повышенной осторожности и аккуратности!

2. Расположите трафареты на листе бумаги рационально.

3. Обведите трафареты и вырежьте детали изделия.

4. Согните деталь №1 по линиям сгиба.

5. Отогнутые клапаны намажьте клеем и соедините с деталями №2,4.

6. Отмеченные места на деталях №4,5 клеем соедините с метками на детали №1.

Нина БАКАЛОВА, учитель ИЗО школы №799, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте