Большинство нижегородцев уже привыкли к скромным по формату плакатам, расклеенным в автобусах и троллейбусах. На плакатах портреты детей, чаще всего без улыбок, и скупые, но выразительные подписи «от первого лица»: «Я жду маму и папу всю жизнь…» Внизу размещен телефон областного Министерства образования: 434-14-44. Надо отметить, что социальная реклама размещается не только на транспорте. Областной проект «Дадим дом детям», стартовавший в мае 2007 года по инициативе Нижегородской государственной телерадиокомпании, дал возможность говорить о различных формах семейного устройства не только чиновникам, но и представителям общественных организаций, журналистам многих региональных СМИ. На радио и телевидении появились еженедельные передачи, рассказывающие о воспитанниках детдомов. На сайтах областного Министерства образования, городского Департамента социально-правовой защиты детства и областной телерадиокомпании можно видеть фотографии детей – участников проекта и информацию о каждом из них: возраст, характер, интересы и склонности ребенка.
В отделе социально-правовой защиты детства Департамента образования городской администрации мне сообщили, что за последние три года в среднем ежегодно остаются без родительского попечения около 800 детей. На 1 июля 2009 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Нижнем Новгороде 3973, 704 из них живут и воспитываются в государственных учреждениях (детских домах, доме ребенка), 59 – в учреждениях профессионального образования. В отношении 2315 детей оформлена опека, 758 детей усыновлены, 137 проживают в приемных семьях, и только один ребенок – в патронатной семье.
Разговор с Татьяной Лезиной, директором Таремского детского дома, начинаю с вопроса о патронате.
– Патронат, как видите, не очень популярен среди нижегородцев. Почему?
– Считаю, что патронатное воспитание – наиболее оптимальный и приемлемый способ семейного устройства на первом этапе, – говорит Татьяна Георгиевна. – Это некая подготовительная ступень, позволяющая перейти впоследствии к другим формам: усыновлению или приемной семье.
Патронатная форма в отличие от других позволяет регулярно взаимодействовать с семьей, как детьми, так и их воспитателями, и оперативно решать все вопросы. Конечно, не скрою, для администрации учреждения это дополнительная нагрузка. Необходимо разработать долговременную программу для работы с семьями. Все это требует времени и сил. Но если мы заботимся в первую очередь о благополучии детей, а не о своем спокойствии и комфорте, это делать нужно.
У нас на сегодняшний день 8 из 58 воспитанников находятся на патронатном воспитании, причем «стаж» их пребывания в патронатной семье большой, около 4 лет. В рамках программы семейного устройства «Шаги любви» мы организовали школу будущих приемных родителей или патронатных воспитателей. Детей мы тоже готовим к новым условиям, объясняем, что семья – это не только конфеты и подарки, но и взаимные обязательства.
– Татьяна Георгиевна, сколько времени требуется на создание патронатной семьи, другими словами, от первого прихода к вам потенциального воспитателя до заключения договора? И как это все происходит?
– Начинается все с беседы, в ходе которой выясняется серьезность намерений и мотивация претендента. Иногда человек приходит под влиянием минутного импульса, бывает, с помощью ребенка он хочет решить какие-то свои проблемы. Наша задача – дать человеку реальную картину, избавить его от иллюзий, если они имеют место, объяснить задачи и предупредить о сложностях, которые встанут перед ним, как только он заключит договор. Если после беседы претендент остается тверд в своем решении, ему предлагается список документов, которые он должен подготовить к своему следующему визиту. Но документов мало – мы должны познакомиться и поговорить со всеми членами семьи, лично убедиться в том, что условия проживания сирот будут удовлетворительными. Если все документы в порядке и знакомство с семьей прошло успешно, мы начинаем вести подбор детей. Рекомендуем для патронатной семьи взять троих, но этот норматив, опять же оговорюсь, не жесткий, все зависит от конкретной ситуации. Например, сейчас запрещено разделять братьев и сестер, и если их четверо – в патронатную семью они идут все вместе.
Но самое главное – процесс привыкания. Сначала будущие воспитатели приходят к нам в гости, общаются с детьми на территории детского дома, потом мы разрешаем брать их к себе домой и на прогулки. В это время взрослые обязательно посещают школу патронатных воспитателей, с ними работают психологи и педагоги. Если период адаптации проходит гладко, можно заключать договор. Но даже после того, как договор заключен, мы не оставляем патронатную семью один на один с проблемами.
– Весь процесс, как вы его описываете, действительно отличается гуманностью по отношению к детям. Почему же патронат непопулярен?
– К сожалению, люди в большей степени думают о себе, а не о детях. Конечно, не все, но большинство. Поэтому и выбирают форму, им самим наиболее удобную, порой не задумываясь, что ребенку, во всяком случае, на первое время, подошел бы иной вид семейного устройства. Вот сами судите: бездетная пара мечтает о ребенке, наследнике. Муж с женой, конечно, согласны только на усыновление. Вполне закономерно, что самый «популярный» возраст детей для потенциальных усыновителей – до года. На втором месте возрастная категория от года до полутора лет. Дети более старшего возраста почти не имеют шансов на усыновление, для них остаются такие формы, как опека или приемная семья. Подростки – дети от 9 лет – наиболее проблемная категория для семейного устройства. А именно они больше всего нуждаются в семье и готовы в нее войти. Поверьте мне как опытному педагогу, маленьким детям у нас хорошо, в детдоме комфортные условия, очень чуткий и душевный персонал. Но вот когда они взрослеют, потребность в семье, в духовном контакте с близкими людьми старшего возраста возрастает. И эту потребность в условиях детского дома удовлетворить трудно.
Нижний Новгород
Комментарии