Московский союз художников организовал выставку замечательного мастера Сергея Токарева, трагически погибшего полтора года назад. Заслуженный художник Российской Федерации, кандидат педагогических наук, Сергей Евгеньевич Токарев внес значительный вклад в отечественное искусство в области станковой и книжной графики, живописи и театральных декораций, а также в дело преподавания изобразительного искусства. Долгие годы Токарев был автором и другом нашей газеты.
На выставке представлены и самые ранние его работы, написанные еще в 13 лет. Учителя математической школы, где тогда учился Сергей, уговаривали его маму перевести сына в художественную школу: «Он у нас уже все парты изрисовал!»
После художественной школы Сергей поступил в Художественный институт имени Сурикова, удивив приемную комиссию количеством представленных полотен: 150 вполне зрелых работ.
Один из излюбленных жанров Токарева, щедро представленный на выставке, – натюрморты, в композиции которых непременно присутствуют разнообразные ткани. «Он был просто влюблен в фактуру ткани», – вспоминают его коллеги. Невесомый шелк, пушистая объемная шерсть, сочный богатый бархат на его полотнах осязаемо реальны.
Глубоким мастерством и тонким психологизмом отличаются портреты художника, особенно удавались ему изображения пожилых людей, несущие в себе печать достоинства и мудрости. Портреты пользовались большим спросом, большинство из них находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. И в жизни, и в творчестве Сергей Токарев был горячим патриотом России, истинным хранителем традиций русского реализма. Праздничные купола церквей, лирические пейзажи Подмосковья, жанровые сценки из отечественной истории, ностальгическое обаяние старых московских двориков выполнены не просто мастерской, но любящей рукой.
Будучи по образованию театральным художником, Токарев мастерски и самобытно оформлял множество спектаклей в Московском академическом театре имени Маяковского, Московском драматическом театре имени Гоголя, Московском драматическом театре имени Ермоловой… Глубокая эрудиция и чувство текста, художественного слова позволяли ему находить точный, каждый раз новый изобразительный язык, будь то постановка классиков – Островского, Пушкина или остросовременная драматургия.
Токарев был настоящим подвижником и в педагогике. Еще в молодости он начал настоящую борьбу за педагогические идеи школы Б.М.Неменского в преподавании изобразительного искусства, а в 1989 году набрал свой первый курс на художественном факультете ВГИКа. Готовя будущих художников кино и телевидения, Сергей Евгеньевич выходил далеко за рамки официального общения, вникая в личные проблемы своих учеников, устраивая их выставки. Из них многие уже стали известными мастерами, лауреатами международных премий.
А теперь своеобразным учебником подлинного мастерства станет и только что вышедший красочный альбом Сергея Токарева, в котором собраны репродукции его работ и воспоминания о нем его друзей и коллег. На обложке альбома – пронзительно щемящая картина «Храм Святого Николая в Пыжах», ставшая последней работой художника. В этом храме его крестили. Зимние сиреневые московские сумерки, цепочка уличных огней, тонкое кружево заснеженных ветвей, сквозь которое проступает праздничный, освещенный изнутри теплым светом храм. Нежные невесомые квадраты света на чистом снегу… Светлая, теплая печаль – такая же, как след самого художника на этой земле.
Комментарии