search
main
0

Подвиги патриотизма и подвиги духовные. Точка зрения

Историческое образование в советской школе выработало четкую систему понятийного аппарата о государстве, власти, общественном устройстве. Однако эта система понятий отвечала марксистско-ленинскому учению о развитии общества и не отвечает современным задачам. Изменение государственного строя в России потребовало не только корректировки понятий, но и поисков новых путей формирования у школьников представлений о роли государства, власти, политической жизни общества. К сожалению, в программах для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев отсутствует преемственность в их изучении. Авторы учебников, используя термины «государство», «власть», «политика» в тексте учебной книги, часто не учитывают возрастные возможности школьника или уходят от раскрытия их значения.

Современное общество, безусловно, многополярное: люди принадлежат к различным политическим партиям, являются членами различных религиозных организаций, поддерживают или выражают несогласие с деятельностью политических лидеров страны и т.п. Задача школы – научить человека жить в сложном, противоречивом, многоплановом мире. Умение сосуществовать с людьми иных убеждений, искать возможность сотрудничать с ними в достижении блага своего Отечества составляет политическую культуру гражданина. Формирование политической культуры начинается уже в школьном возрасте. Для этого школьнику необходимо дать представление о важнейших понятиях: государство, власть, политика, Отечество, патриотизм.

Марксизм рассматривал государство как «силу, с помощью которой эксплуататоры удерживают в повиновении эксплуатируемых». Но должного ответа на вопрос, что такое государство, в современных учебниках для основной школы практически нет. Некоторые политологи сегодняшнего дня трактуют государство как чуть ли не враждебную силу по отношению к личности. Само понятие «гражданское общество» у них трактуется как общество, в котором гражданин свободен от обязанностей по отношению к государству, а настоящая демократия возможна лишь в условиях полной свободы личности от государства. Такой подход, скорее, способствует укоренению анархистских взглядов на общественное устройство.

Курс отечественной истории основной школы должен дать первоначальные представления о государстве. При изучении истории Древней Руси учащиеся знакомятся с объединением племен славян в особый союз – государство. Это объединение было продиктовано необходимостью организации народной жизни, защиты от внешней опасности. Участники этого союза устанавливали для себя необходимые правила, то есть единый для всех закон. Этот закон возлагал обязанности на людей и предоставлял им необходимые права. Для управления жизнью государства в нем появляется верховная власть, выделяются специальные люди – чиновники, которые содействуют организационному устройству общества. Возникают вооруженные силы, подчиненные этой власти. Все это позволяет сделать вывод о том, что государство представляет собой особую силу, организующую порядок внутри страны и обеспечивающую безопасность, действие которой распространяется только на определенную территорию. Зародившееся в седой древности Российское государство в дальнейшем «сохраняется и обновляется в непрерывной смене поколений» (Б.Чичерин).

Курс школьной истории наглядно подтверждает, что без государства люди не смогли бы организовать хозяйственную жизнь, заниматься торговлей, строить города, приводить в порядок отношения между собой, развивать культуру, сохранять свои святыни, свою веру и т.д.

А это в свою очередь подводит к выводу о необходимости активного участия гражданина в жизни своего государства, в том числе и в его защите. Защиту государства не следует понимать как действие только с оружием в руках, для защиты от внешнего врага. В первую очередь государство нуждается в защите от разрушительных сил, находящихся в нем: это политическое невежество людей, стремление использовать государство для обеспечения каких-то партийных целей, беспредел бюрократии и т.д. Его защита проявляется в участии гражданина в политической жизни, участии в выборах, референдумах, в общественных акциях, противодействующих произволу и беззаконию. Решая сложные вопросы политической жизни, человек может стать орудием тех или иных политических партий или жертвой политических авантюр. Поэтому человеку необходимы политические знания, позволяющие ему ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах.

Термин «политика» – один из наиболее часто употребляемых и в школе, и в средствах массовой информации. На страницах школьных учебников и программ по истории постоянно используются выражения: внешняя политика, внутренняя политика, политический деятель, политическая раздробленность, политическое устройство и т.п. Не всегда в учебных книгах термину «политика» дается должное толкование, или объяснение не соответствует возрастным возможностям учащихся.

Некорректное его использование в средствах массовой информации приводит к тому, что все «политическое» приобретает значение «негативное»: человек, «свободный от политики», «политика – это грязное дело», телевизионная передача «без политики». Вольно или невольно в сознании людей утверждается значение этого термина как ярлыка, то есть все политическое – это что-то недостойное. Вряд ли такой подход можно считать справедливым. Это способствует постепенному отлучению человека от участия в политической жизни.

Словарь С.Ожегова объясняет слово «политика» как: 1) деятельность органов государственной власти и государственного управления и 2) вопросы и события общественной и государственной жизни. Л.Тихомиров считает, что «политика как наука в обычном определении изучает условия и способы осуществления целей государства. Политика как искусство состоит в приспособлении к этим условиям и пользовании этими способами для осуществления целей государства на практике».

От учителя требуется на доступном уровне дать представление о понятии «политика». На начальных этапах изучения истории школьники должны получить представление о том, что политика – это все, что связано с деятельностью органов государственной власти и государственного управления, а также то, что связано с жизнью государства и общества. Значит, политический деятель, политик – это лицо, занимающееся вопросами государственной жизни, политическая книга освещает вопросы государственной жизни или деятельности государственной власти, новгородское вече – участие жителей в политической жизни своей земли.

Политическая жизнь всегда связана с деятельностью верховной власти. Как утверждает Л.Тихомиров, «если нет государства, не может быть и верховной власти. С другой стороны, невозможно создать государство без той или иной верховной власти, и невозможно обществу достигнуть сколько-нибудь высокой степени развития, не найдя для себя рамок государственности. Между обществом, государством и верховной властью существует тесная связь, и в то же время они имеют отдельное бытие. Абсолютистские идеи, упраздняющие общество, столь же ошибочны, столь же противны естественным социальным законам, как идеи анархические или «партикуляристские», упраздняющие государство. Практически и те, и другие одинаково вредны, составляя причину смешения действия общественности и государственности».

Историческая жизнь полна примеров неудачной деятельности верховной власти. Современный период истории демонстрирует примеры вопиющих просчетов, драматических ошибок в деятельности верховной власти. Вместе с тем государственная власть, связанная с деятельностью конкретных людей, политических организаций, может использоваться в интересах отдельных личностей, политических партий. На этом фоне может складываться представление, что власть сама по себе является носителем отрицательных начал, а значит, это ненужный элемент. И в этом случае постепенно в сознании неискушенного человека может формироваться анархистская идея: хорошо там, где нет власти.

Задача урока истории – показать деятельность власти во всей ее сложности и противоречивости. Деятельность великих князей, государей всея Руси, царей, императоров как носителей верховной власти Руси-России показывает, что верховная власть является инструментом упорядочения общественной жизни людей, средством для устранения и предупреждения социальных противоречий. А наличие отрицательных примеров в истории только подтверждает необходимость ее улучшения, укрепления. История показывает, что общество всегда имело потребность в достойных политиках на любом уровне во все времена.

Наличие отрицательных свойств в деятельности конкретных властей, их просчеты, безусловно, должны формировать неприятие этого, но не призывы к уничтожению власти, а ее исправлению, улучшению и дальнейшему укреплению. Чем больше проблем в государственной жизни, тем активнее должно быть участие общества, отдельных его членов в политической жизни.

Стало быть урок истории не может быть вне политики. Составители программ, авторы школьных учебников, учителя не могут быть в стороне от того, каким будет новое поколение людей: со взглядами государственников или анархистов?

Школьный курс истории нельзя превратить только в описание прошлого, он должен быть средством формирования политической культуры. Для этого необходимо, чтобы учащиеся получили первоначальные представления о жизни государства и общества, они должны понять, что благосостояние государства – основа благосостояния народа. В нищем, слабом государстве личность не может чувствовать себя защищенной, а народ чувствовать себя свободным, не может должным образом развиваться культура, возможности людей ограничиваются.

Подводя итоги, можно сказать, что изучение истории в школе не должно породить искаженного понимания роли государства, противопоставления государства и общества. «Ценность общественной работы заключается в богатстве и разнообразии творчества. Ценность государственной деятельности – в поддержании обязательной однородности рамок (признанных необходимыми). Низвергая государство и пытаясь собою заменить его, общество приходит к анархии и бурному разложению. Пытаясь заменить собой общество, государство приходит к деспотизму, удушению всех живых сил, а потому и к собственной смерти в параличе или истощении».

Политическая культура предполагает уважение к историческому прошлому своего Отечества. Урок истории в некотором смысле есть нить, связывающая прошлое и настоящее. Бережное отношение к обычаям и традициям – условие неразрывной связи времен и поколений. Это выражается в почитании национальных святынь, могил предков, сохранении и защите памятников истории и культуры. Составители школьных программ и учебников не имеют нравственного права освобождать школьный курс истории от решения этих проблем.

Оценивая прошлое, мы оцениваем достижения людей в разные исторические периоды. Однако изучающий историю должен стремиться понять эпоху, а не оценивать человеческие поступки сегодняшними мерками. Такой подход позволяет формировать терпимость в оценках поступков исторических личностей. В определенной мере это также способствует формированию политической культуры. Человек в физическом и духовном существовании – часть своей эпохи. Каждая эпоха неповторима. И вместе с тем в эти непохожие друг на друга времена существуют, сохраняются, передаются из поколения в поколение вечные ценности человечества. Благородная задача курса истории – знакомить с ними учащихся. Среди них: труд – источник и условие материального благополучия, общеобязательная норма; нравственные нормы – милосердие, мужество, благотворительность, терпение в перенесении жизненных невзгод и др. Таким образом, формирование политической культуры связано с привитием человеку такого качества, как стремление сперва понять, а потом выносить окончательное решение.

В девяностые годы прошлого века внимание к патриотическому воспитанию в школьной практике заметно ослабло. Однако вне патриотического воспитания курс истории России в значительной степени теряет свой нравственный смысл.

Корни патриотизма уходят в глубокую древность человечества. В Библии подвиги патриотизма стоят в одном ряду с духовными подвигами веры. Примеры высокого патриотизма являют миру величайшие представители ветхозаветного мира – Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Исайя, Даниил и др. Их пример раскрывает патриотизм как чувство высоконравственное. Конкретно это чувство проявляется в любви к своей земле, к своему народу. Эта любовь не должна зависеть от материального благополучия Родины, она бескорыстна. Любовь к Отечеству всегда требовала жертв и самопожертвования. Библейские пророки как раз дают нам пример бескорыстной любви к своему народу, переживающему тяжелые испытания. Подобными примерами богата и отечественная история.

Можно выделить четыре элемента любви к Отечеству.

Любовь к Отечеству связана с любовью к родному краю, где человек родился, где его вскормили, где он получил первые уроки познания жизни, первые впечатления.

Любовь к Отечеству связана с любовью к своему народу, к его языку, произведениям искусства, литературы, духовного творчества. Любить Отечество – значит любить прошлое своего народа, его историю; любить его настоящее – его нравы, обычаи, особенности его быта; любить его будущее – его идеалы, стремления.

Любовь к Отечеству предполагает заботу об улучшении его политического устройства, совершенствование его органов власти, стремление к установлению согласия и мира в общественной жизни, совершенствование его законов и их исполнение.

Любить Отечество – значит заботиться о его благе, благе своего народа, своего государства. Дорожить этим благом, охранять его, служить ему, любить свои обязанности, направленные на сохранение и возвышение блага Отечества.

Патриотизм выдвигает на первый план исполнение обязанностей перед Отечеством. Общество только тогда сможет достичь высокой ступени развития, когда его граждане проникнутся идеей служения родной стране, а не только заботой о личном благополучии. При этом забота об общественном благе не предполагает принижения личности и ее прав.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте