Как бы ни менялись приоритетные направления развития образования, как бы ни модифицировались программы и учебники, одной из основных задач педагога остается развитие культуры мышления обучающихся. Особенно это важно для современной школы, поскольку все интенсивнее идет преобразование рынков труда – происходит переход от высокого уровня выполнения рутинной работы к интенсивной работе, основанной на знаниях и изменяющей посредством новых технологий саму природу рабочих мест. От педагога требуется организация такого образовательного процесса, при котором школьники превращаются из пассивных потребителей знаний в соавторов и партнеров.
Для генерации новых идей и решения перспективных задач ученикам XXI века предстоит овладеть навыками коммуникации и взаимодействия в команде, креативного и критического мышления.Недавно для столичных педагогов прошла программа повышения квалификации, организованная Центром правовой поддержки «Профзащита» с привлечением российских и зарубежных специалистов. Задачей программы, проведенной в рамках проекта Educare, было повышение качества преподавания в образовательных организациях Москвы и обеспечение обучения учителей, соответствующих новым потребностям общества.Все учтенные в программе принципы и методики организации образовательной деятельности тесно связаны с образовательной политикой РФ и федеральными государственными образовательными стандартами, при этом они ориентированы на достижение качественного образования мирового класса.Образовательная программа состояла из пяти модулей: тенденции развития образования в XXI веке, развитие критического мышления у школьников, проблемное обучение, совместное групповое обучение, формирование инновационных педагогических коллективов.Метод, которому нас обучали, основан на командных формах работы, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды). Система преподавания по данному методу предполагает вовлечение в образовательный процесс всех учащихся, помогает учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.Очень большое внимание в этой системе уделено формированию скооперированной, заботливой команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера.После содержательного, увлекательного тренинга, проведенного для педагогов, я постепенно начала применять данную технологию.Школьный урок выстраивается, как из детских кубиков, из разнообразных модулей или структур. Вот одна из них: по знаку учителя класс разбивается на пары или группы. Каждый участник должен найти ответ на вопрос учителя и постараться помочь соседу. Только при этом условии пара или группа получит хорошую оценку. Подсказки приветствуются, но только те, что делаются по команде учителя. Главное здесь – коллективное, или кооперативное, обучение, система Выготского.Ключевое понятие, которое ученикам и учителям, работающим с применением данной технологии, следует выучить, заключается в непривычном для российской школы слове «партнер». Ребята постоянно работают в команде, никто не должен оставаться в стороне. Также уроки каждый раз проходят в новой интересной форме, используются так называемые чиры – специальные действия, движения и слова, с помощью которых ученики благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день.Использование подобных обучающих структур на различных этапах урока я считаю приемлемым, когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.Безусловно, все новые структуры нужно использовать умеючи, чему нам еще и предстоит научиться. В этом проекте есть действительно очень хорошее рациональное зерно, которое нужно использовать в процессе обучения.Свое выступление хочу завершить со словами немецкого педагога Адольфа Фридриха Дистервега: «Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».Вера КОРНЕВА, учитель английского языка школы №853
Комментарии