Сапожник без сапог – гласит поговорка. И дети учителей – отнюдь не самые примерные и прилежные дети, хотя, по мнению родителей, они должны быть только такими. Да и к профессии папы или мамы у младших может быть вовсе не почтительное отношение. А уж детишки старше 12 лет, бывает, доставляют своим родителям-учителям много неприятных минут. Какова она, страна по имени подросток, в семье? Ответ на этот вопрос попытались дать ученые.
Дети и родители не понимают друг друга, и это становится основной проблемой. Часто старшие не знают и не хотят ничего знать о психологии младших. И поэтому действуют наобум. А еще на взрослых влияют негласные “правила игры”, давно установившиеся в нашем обществе: отец не должен выражать свои чувства к детям, особенно к мальчикам, а то они вырастут слабыми.
Подростки хотят иметь родителей, которыми могли бы гордиться. Почти 16% старшеклассников не захотели ответить на вопрос о профессии взрослых. Они стесняются, по их мнению, непрестижной работы или других сторон жизни своих близких.
Исследование, проведенное среди учеников 9-х и 10-х классов доктором экономических наук, ведущим научным сотрудником Института социально-экономических проблем народонаселения Еленой Бреевой, показывает, что для 92% школьников семья очень важна. Для 5% – значимей друзья, а 3% затруднились с ответом.
Подавляющее большинство подростков (более 80%) хорошо относятся к родителям, доверяют им. Половина детей обсуждают с отцом свою будущую профессию и планы на будущее. С матерью у ребят более доверительные и теплые отношения. С ней 81% опрошенных обсуждают свое будущее, 62% беседуют обо всем понемногу, рассказывают о друзьях 48%. Характерно, что наименее популярная тема для бесед с родителями – о книгах, литературных предпочтениях, их обсуждают только четверть опрошенных.
Между тем отношения в отчем доме меняются, хотя родители не признаются в этом вслух. В семье теперь каждый напрямую связан с обществом, и все более живет сам по себе. Поиск своего лица, развитие своих способностей становятся наиболее важными. Причина, по которой многие вступают в брак и стремятся его сохранить, – стремление к собственному благополучию. Хотя по-прежнему, говоря о семье, люди называют ее опорой. Но ответы на другие вопросы выдают истину. Из 12 житейских ситуаций, которые свидетельствуют о важности “ячейки общества”, больше половины опрошенных указали только 3, когда семья, по их мнению, важна: “поднести стакан воды больному”, “при крупных неприятностях”, когда родные могут помочь, и для решения бытовых проблем – “у человека должен быть дом”. В остальных случаях семья – помеха или не имеет значения. Примерно половина женщин оценивают надежность семьи с точки зрения возможности повысить доходы, приобрести вещи и съездить в отпуск.
В этих предпочтениях российские родители не одиноки. Такие же результаты получены и в Германии. Там, по данным исследований, 80% опрошенных мечтают о семье, где царит взаимопонимание, много общих дел, а все важные решения принимаются сообща. Однако у половины из них мечты сильно расходятся с реальностью. По мнению немецкого социолога Ульриха Бека, все более популярным становится девиз: “сначала – я, все остальное – потом”. Рыночное общество – бездетное общество, отмечает он. Это подтверждается и исследованием, проведенным британским журналом “Бизнес сегодня”. Треть женщин, занимающих руководящие посты в преуспевающих компаниях, не имеют детей, а рождение их откладывают на неопределенное время. И если сегодня мы еще не можем уверенно сказать, что подобная ситуация характерна для большинства россиян, то, вероятно, это все же наше недалекое будущее.
Но вернемся к российским подросткам. Судя по опросам, получается, что именно они в семье хотят, чтобы она оставалась ячейкой общества. В большинстве случаев дети стараются не спорить со старшими без веских причин. Более 44% подростков предупреждают конфликтную ситуацию или уступают родителям, еще 19% ведут себя в зависимости от обстоятельств. Но в этих же ситуациях, оказывается, родители более равнодушны: 10% ответили, что им безразлично, возникнет конфликт с ребенком или нет, среди детей так ответили всего 1,5%.
Причем при ссорах отношения неоднозначны. Ни один подросток не сказал, что ему безразлично мнение матери, а мнение отца не волнует 3% детей. Родители более равнодушны: о безразличии к доводам подростка заявили 8% матерей и 13% отцов. Обследование выяснило, что есть и такие семьи, в которых конфликт всегда неизбежен. 23% подростков и 20% отцов никогда не желают уступить один другому.
Психологи постоянно анализируют роль отца в семье и по-разному оценивают ее. Но несомненно, что отцовская любовь требовательна, мужчина склонен оценивать ребенка в соответствии с его заслугами. 21% отцов относятся к своим детям, как к равным, а 18% – как “к ребенку”. Отношения “на равных” предполагают жесткость, но подростки зачастую воспринимают это как негативное отношение отцов к ним, отношение как к слабым, беспомощным, а возможно, и ненужным существам. Треть подростков сказали, что их отцы это “люди, которые читают нравоучения”. О матерях так говорят менее четверти опрошенных. Обычная картина: папа или всегда на работе, или воспитанием не занимается, или он слаб как личность, или его просто нет. Так что семья перестает играть роль “ячейки” уже потому, что отцы игнорируют воспитание детей, считая, что карьера и деньги важнее.
Дети и родители не понимают друг друга, и это становится основной проблемой. Часто старшие не знают и не хотят ничего знать о психологии младших. И поэтому действуют наобум. А еще на взрослых влияют негласные “правила игры”, давно установившиеся в нашем обществе: отец не должен выражать свои чувства к детям, особенно к мальчикам, а то они вырастут слабыми. Приветствуются и излишне высокие требования к ним. Мать, в свою очередь, должна быть мягкой и терпеливой. Привитая нам суровость сегодня выходит боком. Психологи уверяют, что если подросток и подчеркивает свою взрослость и самостоятельность, то все равно ему необходима родительская любовь, выраженная не только поступками и отношением, но и словами.
Отношения с матерью у подростка иные, вероятно, потому, что она его любит только за то, что он ее ребенок, воспринимает его как “младшего товарища”. Вообще в понятие слабое существо, как оказалось, старшие и младшие вкладывают разный смысл. То, что кажется обидным для подростка, для взрослого в большинстве случаев означает желание защитить и помочь. Причем всем родителям кажется естественным подчиненное и зависимое положение детей, но большинство старшеклассников не желают мириться с этим.
И еще в одном обследование выявило нашу неискренность и закомплексованность. Оказывается, поведение матери и отца в значительной степени зависит от присутствия других людей. Кому не знаком такой спектакль – чем больше зрителей, тем сильнее у матери желание воспитывать ребенка, демонстрируя это окружающим? Отцов, как правило, присутствие посторонних сдерживает. Спектакль заканчивается, как только они остаются с ребенком один на один, тогда различия между поведением мужчин и женщин исчезают.
В результате такого отношения у подростка развивается настолько нетерпимое отношение к “нотациям” и поучениям, что даже разумные предупреждения родителей он уже не хочет слушать. По мнению вице-президента Санкт-Петербургской Ассоциации гуманитарной психологии Валерия Когана, проблема “отцов и детей” возникает из-за “постоянного стремления родителей навязать детям свои стереотипы и модели поведения. Там, где к ребенку относятся как к личности, с уважением, никаких конфликтов, как правило, нет”. Подростку требуется конкретная помощь, а не советы. Данные обследования показывают, что, не получив ее несколько раз, он вообще отказывается обсуждать свои проблемы с родителями. Отсутствие диалога многим из них неприятно, но теперь они наталкиваются на полное безразличие. Сетования старших стандартны: “Говорить с дочерью – то же самое, что обращаться к стене”, “Мой 17-летний сын паясничает, с ним невозможно серьезно разговаривать”, “На вопрос, как дела в школе, они всегда отвечают – нормально”.
Оказывается, поведение матери и отца в значительной степени зависит от присутствия других людей. Кому не знаком такой спектакль – чем больше зрителей, тем сильнее у матери желание воспитывать ребенка, демонстрируя это окружающим? Отцов, как правило, присутствие посторонних сдерживает. Спектакль заканчивается, как только они остаются с ребенком один на один, тогда различия между поведением мужчин и женщин исчезают.
Но, по мнению 17% подростков, часто родители разговаривают с ними только, как командир с подчиненными: “Делай уроки!”, “Убери в комнате!”, “Помоги матери!”. Конечно, это не общение. Верный тон для беседы взрослым найти нелегко. Возможно, многие из них просто не могут понять важность подростковых проблем, да и не хочется тратить на это время и силы.
Почему же родители и их подросшие дети не умеют или не хотят слушать друг друга? Ученые полагают, что одна из причин этого – отсутствие в обществе культуры общения. Издавна мы считаем себя общительным и душевным народом. Но посмотрите, на чем мы воспитаны: в отечественных фильмах 60 – 80 годов герои не умеют говорить о личных проблемах, объяснять свои чувства. Стандарт поведения – гордое молчание, и он (она) уходит. Считается, что это выражение сильных переживаний. Хорошо, что сейчас в качестве воспитателя выступили многочисленные мыльные сериалы. В них отношения выясняются долго, подробно и, самое главное, с уважением к мнению другого человека и его чувствам. Может быть, чужая фраза: “давай поговорим” станет привычной и у нас.
Еще одной причиной непонимания между старшими и младшими ученые считают неподготовленность взрослых к роли родителей и, видимо, к браку вообще. Перемены в семье, обострившиеся в последние годы, неумение многих людей приспособиться к изменениям в обществе усугубляют ситуацию. Не связанные с семьей дети становятся бродягами, пополняют ряды беспризорников. Поэтому у законодателей постоянно возникают идеи “закрутить гайки” в отношении родителей, не исполняющих своих обязанностей. Однако сможет ли угроза наказания превратить ограниченных или равнодушных родителей в примерных?
Чтобы подростки не повторяли нынешних ошибок взрослых, их нужно готовить к ответственности за будущих детей и обязанностям семейной жизни. Но к тому, что этому нужно учить, не готовы многие родители. А в отношении того, как этому учить, даже у учителей нет единого мнения.
Еще одной причиной непонимания между старшими и младшими ученые считают неподготовленность взрослых к роли родителей и, видимо, к браку вообще. Перемены в семье, обострившиеся в последние годы, неумение многих людей приспособиться к изменениям в обществе усугубляют ситуацию.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии