По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10 процентов детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55 процентов эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников. Многие родители считают своих детей жертвами таких издевательств. Подобная ситуация может продолжаться в течение нескольких лет. Проблема заключается еще и в том, что в группе риска может оказаться практически любой школьник.
Для раннего выявления обучающихся, испытывающих некие трудности в общении со сверстниками и одноклассниками, в нашей школе традиционно используются следующие методики:1. Социометрия Я.Морено, позволяющая выявить непопулярных и игнорируемых ребят и включить их в совместную деятельность с теми, кто не ставит им отрицательных выборов.2. Анкета-отношение к группе одноклассников.3. Опросник Айзенка.4. Методика Дембо – Рубинштейн (самооценка).5. Методика неоконченных предложений.6. Рисуночные методики.На основании полученных результатов в тандеме с классными руководителями педагоги-психологи, социальные педагоги организуют работу, которая помогает выстраивать взаимоотношения ребят с одноклассниками и со сверстниками. Активную позицию в вопросе по раннему выявлению и предупреждению подобных проявлений буллинга занимает школьный совет профилактики. Составлен годовой план работы совета, обозначены предполагаемые вопросы для обсуждения, в том числе по предупреждению проявлений буллинга и кибербуллинга.В начальной школе специалистами традиционно проводятся занятия «В поисках хорошего настроения», которые позволяют обучающимся получить представление о конструктивных способах снятия эмоционального напряжения, осознать свои силы и возможности. В средней школе проводятся регулярные занятия с элементами тренинга по теме «Я+Я=Мы» по формированию коммуникативных навыков для психологически безопасного взаимодействия со сверстниками, где обучающиеся получают представление о преимуществах конструктивных способов решения конфликтов и разногласий между людьми, а также о последствиях, к которым приводят неконструктивные способы решения конфликтов. Кроме этого, обучающиеся получают представление о своих возрастных особенностях, учатся конструктивно выражать свои чувства и переживания, учатся осознавать и принимать свой внутренний мир.Наши ребята всегда знают, что в трудных жизненных ситуациях они могут обратиться за помощью не только к значимым взрослым, но и к специалистам детского телефона доверия.На протяжении учебного года педагог-психолог успешно реализует программу групповых развивающих занятий «Грани моего Я» (автор – Микляева А.В. (модификация) по формированию социально направленных ценностных ориентаций и устойчивой позитивной жизненной позиции обучающихся.В старших классах уделяется особое внимание развитию представлений о качествах своей личности, способствующих развитию самоконтроля и успешной социализации.Воспитательная работа в школе построена таким образом, что она позволяет объединять в совместной деятельности одновременно обучающихся начальной, средней и старшей школы. Они участвуют в подготовке и проведении совместных мероприятий: конкурс рисунка на асфальте, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом, конкурс актерского мастерства, конкурс рисунков «На своей Земле», гала-концерт общешкольного фестиваля талантов «Звездный дождь», «Веселые старты», интерактивный сбор «Территория смыслов», благотворительная акция «Дай лапу, друг!».Работа по профилактике буллинга проводится не только с обучающимися и классными руководителями, но и с учителями-предметниками, а также с родителями (законными представителями).Родители, дети которых имеют сложности во взаимоотношениях со сверстниками, в индивидуальном порядке приглашаются на беседы к специалистам. При необходимости они получают информацию о возможных конструктивных вариантах общения с ребенком. Для обучающихся регулярно проводятся тематические классные часы, индивидуальные воспитательные профилактические беседы, тренинги, круглые столы, дискуссии. Проведение всех этих мероприятий значительно снижает вероятность возникновения проявлений буллинга.Ольга ШИЛОВА, социальный педагог школы №2127
Комментарии