Этим выпуском мы начинаем новый цикл статей, посвященный развитию отношений подростка со сверстниками. И первой затронем тему дружбы. В пубертатный период именно она занимает определяющее место в формировании личности, предваряет появление романтических связей и влияет на общий эмоциональный фон.
В художественной литературе и кино распространен идеалистичный образ дружбы: с одним человеком и на всю жизнь. Часто такое представление приносит много разочарований. Подросток возлагает на друга массу ролей: помощника в учебе, хранителя секретов и др. Очевидно, что со всеми возлагаемыми на друга обязанностями одному человеку справиться сложно.
Именно из-за этой «идеальной» установки школьные коллективы распадаются на «двойки», а вполне закономерный распад дружеских связей воспринимается как трагедия и предательство. Очевидно, что только взрослому человеку, например педагогу, под силу примирить идеалы и реальность.
В качестве начала беседы на тему дружбы девочкам-подросткам можно предложить социометрический тест Я.Морено, состоящий из вопросов: «С кем бы я могла жить в одной комнате?», «У кого я попрошу совета в трудной ситуации?» и «С кем я пойду на дискотеку?». Отвечая на каждый вопрос, записывают от 1 до 3 имен (варианты ответов лучше ограничить одноклассницами). На этапе обсуждения выявится, что с тусовщицей сложно планировать ответственные мероприятия, а с отличницей не всегда пойдешь на дискотеку. Такой результат теста подведет педагога к разговору о том, что каждый из нас не может быть одинаково компетентен во всех сферах жизни. Поэтому не надо ждать от подруги невозможного, лучше четко определить свои потребности в отношениях (походы по магазинам, посещение спортивной секции, получение советов и др.) и строить тесное общение с несколькими девочками.
Дружба маленькими группами помогает развить коммуникативные навыки, а также оберегает от формирования взаимозависимости. На этапе подросткового развития еще не выстроены личные границы (нет четкого разделения между «я», «мое» и «они», «их»). Из-за этого подруги сначала будто сливаются друг с другом, хотят быть похожими, как сестрички, а потом между ними разыгрывается конкуренция. Это и понятно: пытаясь стать чьей-то копией, со временем обнаруживаешь, что оригинал всегда выигрывает. Чтобы помочь девочкам осознать такие моменты в отношениях с их подругами (если они есть), можно предложить им проанализировать, что у них есть общего и что разного с подругой. Далее рассказать о том, что отношения на основе взаимодополнения живут дольше, и порекомендовать каждой девочке развивать именно те стороны своей личности (увлечения и способности), которые не являются одинаковыми.
Умение четко объяснять, что не устраивает в общении; способность говорить «нет», когда просьба идет вразрез с возможностями и желаниями; способность сохранять какие-то секреты при себе также относятся к вопросу границ собственной личности. Наделенные обостренным чувством вины, многие подростки корят себя за раздражение, обиды, зависть, отказы в помощи, связанные с подругами. Удивительно, но педагогу порой достаточно простых слов: «Это нормально! Это обычные ситуации и чувства при взаимоотношениях с людьми», чтобы снизить тревожность и чувство вины у подростка.
Не стоит держать от подростков в тайне и то, что из любой дружбы человек когда-то вырастает: мы все меняемся, у нас появляются новые интересы, отношения, поэтому надо быть готовой к угасанию старых связей: значит, впереди ждут новые!
Это и многое другое может рассказать педагог на внеклассных занятиях, которые рекомендует проводить «Академия Always» с целью психологической поддержки подростков.
Аксинья ДОРОНИНА, клинический психолог «Академии Always»
«В статье «По секрету всему свету» (№51 от 16.12.2008) следует читать: «В мультимедийной презентации Лилии Усмановой, педагога-психолога, и Веры Ванеевой, учителя биологии из г. Шумерля Чувашской Республики…» Организаторы конкурса приносят извинения за неточную формулировку.
Комментарии