Подростковый возраст часто характеризуют как сложный, кризисный, непонятный. Многие родители говорят, что хотят поскорее пережить этот период своего ребенка. Несмотря на сложившийся негативный стереотип о поведении детей в этот период, важно отметить, что подростковый возраст – это время для Выбора, Познания, Поиска, Исследования, Самовыражения, Свободы, Творчества, Экспериментов, Дружбы.
Подростки ищут время и место для реализации этих потребностей, а задача взрослых – быть готовыми предоставить такое пространство.В школьное время у подростков часто не хватает времени «на себя». Учебный график большинства ребят зачастую более насыщенный, чем у некоторых взрослых: школа, кружки, секции, домашние задания и так далее. Каникулы – это как раз хорошее время, чтобы не думать про учебу и школьные трудности, а пробовать себя в более реальных условиях. При этом у родителей часто возникает вопрос: что делать с подростком во время отдыха? Как сделать так, чтобы он не болтался без дела, чтобы с ним ничего плохого не произошло и он был под присмотром? А еще чтобы время было проведено с пользой.Мы попробовали написать небольшой план-подсказку, помогающий родителям и подросткам правильно спланировать каникулы:1. Размышления. Обсудите с ребенком, что именно он хочет делать в каникулы. Расскажите про то, чего бы хотелось вам. Простая на первый взгляд рекомендация, но очень важная. На этом этапе стоит определить предпочитаемый формат каникул: городской или выездной, вместе или раздельно, на все каникулы или на несколько дней.2. Поиск информации. Вместе исследуйте ресурсы отдыха. После того как выбран формат, договоритесь, кто и где ищет информацию, разделите зоны ответственности, определите сроки: можно создать семейный чат про отдых и скидывать ссылки на то, что понравилось, и регулярно, например вечером в пятницу, обсуждать проведение каникул. Важно договорится, как будет происходить обмен информацией.3. Принятие решения. После сбора информации необходимо провести семейную «рабочую группу», разработать критерии выбора и сравнить варианты. Такой подход поддерживает у подростка навык планирования, осознанность.4. Действия. На этом этапе начинают заказывать билеты и бронировать место проведения каникул.Такая простая и, казалось бы, очевидная схема в обычной жизни используется редко, хотя указанный метод поддерживает в отношениях ценность активной ответственности:- есть пространство, где твое мнение спрашивают, к нему прислушиваются;- ценность выбора: твой выбор принимают и учитывают;- доверие: твои идеи принимают, взаимно делятся интересами, это укрепляет отношения.Наполнение программ может быть любым: от психологии до робототехники. От изучения китайского языка до строительства. От катания на квадроциклах до моделирования дизайна одежды. Важно предварительно определить, что интересно ребенку.Теперь уделим внимание формам проведения каникул.Городской лагерь. При таком формате отдыха подросток обычно до вечера находится в лагере, а вечером возвращается домой. Этот вариант подходит ребятам, которые хотят побыть отдельно от родителей, пообщаться с компанией, но при этом возвращаться домой, не отрываться от привычных условий жизни, все время чувствовать, что родители рядом и смогут сразу «прийти на помощь». Этот формат подходит и для родителей, которые еще не готовы отпускать ребенка от себя.Выездной лагерь. Это уже погружение в самостоятельность, ответственность, возможность найти новых друзей. В таком лагере высокий уровень насыщенности и интенсивности. Нельзя так просто вернуться домой, избежать взаимодействия с разными людьми и трудностей в общении. Все зависит непосредственно от участника лагеря и от того, как подросток будет выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. В выездном лагере невозможно избежать темы отношений в отличие от городского лагеря, где подросток может просто дождаться вечера и вернуться в привычное окружение. В выездном лагере происходит поиск тех, кому можно доверять, с кем можно общаться.Путешествие с семьей за границу или по стране. Это возможность побыть вместе с близкими людьми, обсудить разные темы, интересы, традиции. Часто в путешествиях возникают темы будущего – каким видит свою жизнь ребенок, каковы его стремления и ожидания?Поход. Родители не всегда с доверием относятся к такой форме отдыха, но для подростка это проверка на адаптацию и выносливость. В походе можно за короткое время ознакомиться с природой, своими возможностями и получить опыт преодоления своих страхов.Интенсив, или интенсивный семинар. Это формат совершенствования навыков, знакомства с чем-то новым. Интенсивы чаще всего бывают тематическими: они могут быть посвящены психологии, искусству, профессии.Участие в мероприятиях города. Музеи, фестивали, городские парки, торговые центры, экскурсии, организованное катание на роликах, велосипедах и многое другое. Однако нужно заранее спланировать мероприятие и позаботиться о билетах. Город предоставляет много возможностей для семейного досуга.Каникулы – прекрасное время, чтобы подросток смог выбрать для себя что-то интересное, встретиться не только с новыми людьми, но и с трудностями и… повзрослеть.Анастасия КРЫСЬКО, педагог-психолог;Илья ХЛОМОВ, старший методист Городского психолого-педагогического центра
Комментарии