Общение подростков с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и связанные с ними изменения в процессе взросления сегодня не только предмет педагогических дискуссий, но и исследовательский тренд. Об особенностях развития современного поколения сложилось много обывательских мифов. Но для того чтобы взрослый всегда мог помочь ребенку взрослеть, важно знать факты, которые достоверно известны ученым.
1. Онлайн- и офлайн-пространства для современного ребенка неразделимы. Они составляют единое целое.Это аксиома, которую взрослые просто должны принять. Сегодня все еще можно услышать, что дети с головой ушли в виртуальную реальность, их необходимо спасать, возвращая в мир реального общения. В этой позиции заложено противопоставление реального и виртуального пространств, которое естественно для большинства взрослых, но абсолютно противоестественно для цифрового поколения. Поэтому оградить, запретить, ограничить, отключить – методы заведомо неэффективные (а порой даже вредные и опасные), так как они исходят из заблуждения.2. Присутствие подростка в Сети по большей части связано с общением.Даже когда он играет, просматривает видео, слушает музыку, он одновременно с этим общается: отправляет ссылки, делает комментарии и реагирует на них, ставит и получает оценки. По своей природе общение – обмен познавательной, эмоциональной, оценочной информацией. В подростковом возрасте оно развивается особенно интенсивно, приобретает новое содержание и новые формы. В процессе общения сознание подростка достигает новых уровней развития, изменяется организация его внутреннего мира. Следовательно, не запрет на общение, а формирование его культуры с малых лет – лучшая прививка от реальных и виртуальных рисков.3. Общение современных подростков происходит одновременно в нескольких социальных кругах.Разговаривая «вживую», например, с одноклассниками, подростки в то же самое время общаются с друзьями по Сети, приятелями из другого города или летнего лагеря. События с участием одной компании становятся предметом обсуждения с членами другой подростковой группы или нескольких групп сразу. Делая уроки, подросток слушает музыку, отвечает на сообщения, договаривается о встрече, скачивает видео, реагирует на происходящие события, размещает фотографии… Из этих действий создаются круги общения, в которых ребенок занимает определенные позиции. От его непосредственной активности зависит, как будут развиваться события, его собственный статус в тех или иных сообществах. Пространства общения, с одной стороны, тесно переплетены между собой, с другой – при необходимости взаимозаменяемы: не получилось стать своим в одном сообществе – всегда можно переключиться на другое. В частности, это делает виртуальное общение для подростка более привлекательным по сравнению с реальным, где для завоевания авторитета, построения дружеских и доверительных отношений нужно приложить много усилий. Создание реальных мест и событий, где ребенок может учиться строить отношения и управлять ими, – эффективный способ профилактики ухода в виртуальную реальность.4. Смена режимов онлайн/офлайн, переход из одного состояния в другое зависит в основном от значимости событий, которые происходят вокруг подростка.Если что-то по-настоящему важное происходит в реальном общении, ребенок легко прерывает виртуальное. И наоборот, как только ему становится скучно в офлайн, он подключается к Сети, где всегда «какая-то движуха». Способность взрослых чувствовать потребности и интересы ребенка, своевременно реагировать на их развитие позволяет создавать «движуху» в реальной жизни, поддерживая тем самым баланс онлайн/офлайн.5. Социальные сети делают доступными для контакта миллиарды людей, чьи профили пестрят фото- и видеофактами красивой жизни и впечатляющих событий, как правило, недоступных подросткам в реальной жизни. В связи с этим у современных подростков резко возрастает потребность в переживании собственной уникальности. Ученые предполагают, что опасные селфи за лайки – один из способов удовлетворения этой потребности. Личный контакт с близкими и значимыми людьми, определенность в их отношении к подростку – ресурсы, которые позволяют ребенку сохранять стабильность в неустойчивом и неопределенном мире.Анастасия КУЗНЕЦОВА,эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии