А знаете, в Древнем Риме обычным делом считалось убить “ненужного” младенца? И только в 374 году нашей эры умерщвление маленьких детей стало рассматриваться как преступление. Но, несмотря на закон, еще и в XVI веке это явление процветало в Европе. Так, в 1527 г. один священник – сошлюсь на книгу классика психологии XX века Ллой Демоза – признает, что “отхожие места оглашены криками выброшенных в них детей”. Или: в 1890-х мертвые дети на лондонских улицах все еще были обычным зрелищем.
Прошли века, приняты Конвенция ООН о правах ребенка, другие правовые документы. А дети в нашем обществе по-прежнему главная страдающая сторона. “Бросающий” стиль господствует в современном “воспитании”: забросили малыша в детский сад, к бабушке, на дачу… Ну не хотят, не могут родители тратить на него силы, требующиеся в борьбе за выживание.
“Бросающий” стиль проявляется и в агрессивности государства по отношению к человеку, начиная с самых ранних лет. “Забота” его весьма специфична. В официальной среде постоянно употребляется и очень модно понятие “технология”. “Технология общения с детьми” и даже – с родителями. Ребенок – чурка, болванка, которую нужно заштамповать, привести к общему знаменателю. На этом прокрустовом ложе все “лишнее” оттяпывается. Так-то несладко в гостях у этой самой государственной педагогики.
И все-таки как воспитать человека, сочетающего в себе гибкость и устойчивость, доброту и жизнеспособность (именно эти черты “на переходе” позволяют ответить всем вызовам времени)?
Не сегодня пришло понимание, что школа – лишь звено, хотя и самое важное, среди образовательных учреждений дополнительного образования, социально-культурных объектов, общественных объединений и движений, решающих проблемы воспитания. Именно эти соображения и привели нас к необходимости рассмотреть – в теоретическом и практическом плане – воспитательную систему, воспитательное пространство как результат усилий различных кругов общества, и, естественно, в первую очередь педагогического. Мы продолжим публикацию исследований ученых и практиков Центра современных проблем воспитания РАО (школа академика Л.Новиковой).
Открывается новый раздел – “Златоуст”. Почему сегодня актуальна эта тема – “риторика диалога”? Уверены, только диалогическая культура может обеспечить консенсус, “согласие разногласных” в противоречивых коллизиях развития общества XXI века. Стать со временем доминирующей во всей системе образования.
Легко повторить за американскими риторами: “Не дадим негодяю стать оратором”. Однако нравственная оценка в нашем обществе претерпела за короткий срок массу колебаний. Создать микромир языковой среды, активно противостоящей агрессии СМИ и общественного окружения, помогут известные читателям “УГ” Софья Иванова, победитель конкурса “УГ” “Золотое перо-2001”, автор учебников и хрестоматий по риторике, и Светлана Минеева, руководитель Пермской школы риторики.
Еще одно новшество – на наших страницах появится постоянная колонка психотерапевта. Ведущий – доктор медицинских наук Виталий Минутко поможет читателям справиться с многими подростковыми, семейными проблемами. На первый план сегодня выходит проблема зависимостей. Особенно остра интернет-зависимость. По “горячему телефону” в редакции вы сможете получить квалифицированную консультацию.
Елена КОМАРОВА,
редактор отдела воспитания
Комментарии