Сколько б ни было написано о том, как преподавать тот или иной предмет, как лучше построить работу с трудными или одаренными подростками, в чем преимущества той или иной методики и технологии, это ни в коем случае не сможет удовлетворить ежедневные потребности и запросы педагогов, касающиеся их профессиональной деятельности. Многообразие подходов в обучении детей столь велико, что его можно сравнить с бесконечным многообразием личностей и индивидуальных особенностей самих учеников и учителей.
Наверное, поэтому так велик интерес педагогов ко всему, что имеет отношение к понятию “методика преподавания”. Ведь все равно чужой опыт приходится адаптировать к конкретным условиям, перерабатывать и подгонять под себя, под своих детей, под возможности школы, кабинета и т.д. Отсюда следует вполне логичный вывод: чем больше мы имеем различных вариантов развития какого-либо сюжета – урока, экскурсии, классного часа и т.д., – тем больше у нас возможностей выбрать из них наиболее подходящий под конкретную ситуацию. А также, обобщив опыт коллег, создать на его основе нечто свое, оригинальное, ни на что не похожее. Не секрет ведь, что очень многие великие открытия были сделаны после переработки и переосмысления огромного количества материалов, созданных предшественниками.
Беда только в том, что по некоторым соображениям (очевидно – из скромности) педагоги вовсе не стремятся выносить свои наработки на всеобщее обозрение и обсуждение. Одно дело, когда твой конспект урока смотрит завуч или в крайнем случае районный методист, и совсем другое, когда материал направляется в “Учительскую газету”. Возможно, здесь срабатывает определенный стереотип: “На эту тему уже столько всего написано! Разве я могу предложить что-либо достойнее того, чтобы быть напечатанным рядом с работами всемирно известных специалистов?” Правда, нашего брата (хотя точнее было бы выразиться “нашу сестру”) отличает довольно характерная черта: любому уважающему себя учителю-практику (а уж теоретику – тем более!) всегда есть что сказать по поводу прочитанного методического материала – чужого. Но, согласитесь, далеко не всегда плохо, когда человек, увидев в газете чью-либо разработку, с удовлетворением отмечает про себя: “А ведь я сам могу сделать ничуть не хуже!”
Идеальный вариант – когда вслед за этим он садится и пишет нам письмо, в котором предлагает свой вариант проведения урока, свои соображения по поводу улучшения качества преподавания какой-либо темы или предмета в целом, свои методические рекомендации и добрые советы коллегам. Ведь только в этом случае можно будет с уверенностью сказать: “Учительская газета” помогла связать спрос и предложение, найти себе не только читателей, но и авторов, а также познакомить других с авторами интересных идей.
И не следует думать, будто способ общения с коллегами посредством газетных публикаций доступен лишь избранным, число которых падает по мере удаления от столицы. Как показывает практика, не только в Москве, но и в самых отдаленных деревнях всегда можно найти педагога, чей богатейший жизненный и профессиональный опыт мог бы оказаться бесценным для других. Ведь где бы мы ни работали, сколь сильно ни различались бы наши школы по уровню оснащения, все же главным остается классическое сочетание “учитель – ученик”. А предмет и все остальное – великолепные учебники, глянцевые таблицы, удобные парты, видеомагнитофоны, доступный всем интернет – лишь инструмент, приложение, которое только помогает сделать по-настоящему творческим наш союз с учеником.
Дорогие коллеги! Мы ждем от вас писем!
Вадим МЕЛЕШКО, редактор отдела школ
Комментарии