Послушайте притчу. Состарился отец, ослабел. Надоело сыну за отцом ухаживать, и решил он от него избавиться. Усадил в корзину и отнес высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, отец его окликнул: “Сынок, корзину-то возьми!” – “На что она мне?” – “Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда”.
Актуальная притча: нынешние дети, как сейчас любят выражаться, проблемны. Нынешние родители с утра до вечера озабочены обустройством своего малого пространства – семьи. Семьи? Но, пожалуй, это слово впору закавычить. Еще лет пять назад было много неработающих матерей. Сегодня и бабушки все трудятся.
Впрочем, есть счастливые исключения, педагоги и школы, в которые мамы и папы, бросив все дела, бегут на родительские собрания, на открытые уроки, на детские праздники…
Помню, на литературном кружке читали крохотное стихотворение Новеллы Матвеевой… “Было тихо, очень тихо…” И так же тихо – в аудитории, за окном шел снег… Рядом с малышами сидели родители. И были похожи… на своих детей. Взрослые люди – рабочие, бухгалтеры, инженеры, врачи с “задавленным” творческим началом – писали стихи. И забывались проблемы. И жизнь их наполнялась смыслом, радостью, светом.
Помню родительское собрание за “круглым столом”. Учительница говорила, не называя, разумеется, ничьих имен, о только что закончившихся каникулах. “Как это приятно, когда один рассказывает, как съездил с отцом в Петербург, побывал в Историческом музее. Показывает родословную Пушкина с его портретами и рисунками. Другой пришел такой счастливый: “были на Мойке, в Пушкино!”, “А третий… – вздыхает педагог, – понимаете, ведь он слетал в Париж, а вернулся с одним впечатлением – о гостинице и ресторанах”.
В нашем родительском клубе мы будем поднимать насущные семейные проблемы. Приоритетные темы:
– стиль жизни современных российских семей;
– семьи “новых русских” – социологический портрет;
– семьи безработных;
– неполные семьи;
– домашнее насилие.
Речь идет о непосредственном общении с читателем-родителем. Основная задача – формировать уважительное, гуманистическое отношение к личности ребенка дома, в школе, в обществе в целом. Эта линия – естественное продолжение содержания нашего разворота”Воспитание”. Предполагаем вернуться к рубрике “СООС” – синдром опасного обращения с детьми в семье, предложенной в свое время доктором С.Долецким.
Другой способ решения этой задачи – непрямое влияние на основного “потребителя” газеты – учителя.
Примерное содержание рубрик в”Ладе” (часть из них обновляется, некоторые остаются прежними):
– в зеркале семьи;
– семейная педагогика;
– когда я был маленьким (известные люди размышляют о своем детстве);
– что делать, если… (как найти оптимальный вариант поведения в конфликтных ситуациях);
– уголок бабушки;
– география воспитания (особенности национальных традиций семьи у народов России).
Сейчас ученые говорят о “пространстве детства”. А “территория” эта на глазах свертывается как шагреневая кожа. Так что, чтобы не сегодня – завтра не пришлось кричать: “Сынок, корзину-то возьми!” – помните, что прежде всего вы – родители. А воспитание было и остается самым естественным на земле делом.
Елена КОМАРОВА,
редактор отдела воспитания
Комментарии