Иван Ильин как-то заметил (и очень точно), что современный “культурный” человек стыдится своей доброты. Он привык творить свою жизнь волей, мыслью, исключая добрые побуждения сердца. Привыкнув, он не замечает, что создаваемая им культура впадает в пошлость, вырождается, близится к крушению. Мышление без сердца становится в конечном счете безразличным ко всему, машинообразным, холодным. Его главный прием – умственное разложение жизни. Противопоставить этому можно только “ценности сердца”, которые прямо связаны с духом человеческим, а не с бессодержательной красотой. Те, которые не сводят жизнь к череде неких дел, приносящих материальную выгоду или наслаждение. Ведь и правда, люди не могут уподобляться деревянным шарам, которые сталкиваются друг с другом и отскакивают тут же в разные стороны. Для этого надо научиться и сердцем жить, привести ум в согласие с ним.
Жить на свете – значит выбирать. Жить – значит верить. Человек верит в то, что воспринимает и ощущает как самое главное в жизни. Нет человека, который бы ни во что не верил. Вера – это выбор, определяющий жизнь, воззрения, стремления, поступки. Кто выбирает и стремится, тот служит неким ценностям, в которые он верит. Вот что важно – научиться различать ценности. Уметь видеть разницу между подлинным искусством и его суррогатами, между временным и вечным. Вера опирается на личный духовный опыт человека. Он должен обогащаться постоянно. Какой вид искусства более способствует этому – уже не столь важно. Важнее не впасть в другую крайность, в эстетический гедонизм, который ничем не лучше обычного…
Настоящее время телецентрично: экранные виды искусств оттесняют на второй план литературу. Вообще книгу. Телевидение стало сильным инструментом влияния на сознание многих людей, едва ли не единственным источником эстетической информации. Оно подменяет общезначимые и общепринятые человеческие ценности. Наблюдая за отечественными фильмами последних лет, замечаешь, что в “боевиках”, например, превозносятся бандиты и воры (которые “должны сидеть в тюрьме”); точнее, не превозносятся, а подаются как однозначно положительные герои. Если это и нужно кому, то лишь их прототипам. Ибо режиссерский суд над этаким “героем нашего времени” и действительностью, его сформировавшей, не звучит. А если звучит, то еле слышен. А право на него у настоящего художника никто не отнимет.
Но у зрителя есть хороший советчик и помощник – собственный вкус. Если он развит, то поможет различить любую фальшь. О вкусах спорят. Их воспитывают. Их поддерживают. Поэтому одна из задач отдела культуры состоит в том, чтобы способствовать формированию вкуса к тому искусству и тем ценностям, которые действительно возвышают человека духовно. Может, это громко звучит, но как иначе? Без духовного опыта нельзя научиться понимать то, что преподносят с экрана, со страниц книг. Те ценности, которые вольно или невольно режиссер, писатель и др. стремятся донести до нас. Мы будем знакомить с лучшим, что появляется в отечественной культуре, анализировать ее тенденции, положительные и отрицательные. Словом, все то, что необходимо, чтобы сформировать собственное отношение к предлагаемым ему ценностям, выработать свои ценностные установки и духовные ориентиры. Такие, которые он мог бы передавать и детям.
Виктор БОЧЕНКОВ
Комментарии