search
main
0

Подопытных кроликов здесь нет Петербуржцы усовершенствовали французскую мастерскую

По мнению членов ассоциации, в системе образования, которая сложилась у нас в стране, ученик поставлен в позицию “винтика”. Он имеет право только подражать учителю, пользоваться чужими мыслями, высказывать общепринятые истины. Поэтому работа на уроке идет преимущественно в технике наводящих вопросов, блокирующих творчество, инициативу, воображение ученика, что является тормозом развития и становления личности.
Кроме того, существующая система оценки знаний держит ученика в постоянном страхе, а учитель гораздо больше рассчитывает на дисциплину, чем на интерес.
Педагоги, работающие по традиционным методам, стоят на позиции: “У меня есть определенные идеалы, я постараюсь тебе их передать, я научу тебя жить”. То есть педагогические установки сконцентрированы не на целях детей, а на позиции преподавателя. Однако учитель такой же человек, как и другие, также не знает, как жить на этом свете, также мучается и страдает.
Подвижники были во все времена. И в Петербурге есть преподаватели, стремящиеся выстроить образовательный процесс вокруг личности каждого ученика. Еженедельно они собираются в Университете педагогического мастерства и разговаривают о том, как сделать жизнь ребенка в школе более насыщенной и интересной.
В своих размышлениях наши педагоги опираются на опыт независимого общественного движения “Французская группа нового образования” (GFEN), созданного еще в 20-е годы ХХ века. У его истоков стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже.
Принципы педагогической философии GFEN широко используются в Бельгии, Болгарии, Италии, Португалии, Республике Чад, Румынии, Германии, Швеции.
В своем манифесте “Французская группа нового образования” заявила, что ее цель – это воспитание свободно и критически мыслящей личности, сознательный отказ от того, что называют фатальностью; освобождение от догм и утверждение соответствия между сказанным и сделанным. В основе философии движения лежат идеи великих мыслителей и педагогов прошлого: Руссо, Песталоцци, Монтессори, Макаренко, Корчака, Бакле, Баттельхейма.
Если российский образовательный процесс сосредоточен на усвоении знаний, то методологии GFEN предлагают такую структуру занятия, которая позволяет каждому ученику не усваивать знания, а выстраивать их. Вместо урока обучение проходит в виде мастерской. Такой способ организации деятельности ученика позволяет ребенку познать не только школьные науки, но и пути рождения знаний.
Еще в ХIХ веке психологи, в частности Вильгельм Вундт, доказали, что при пассивном восприятии готовых понятий появляется физиологическое чувство страдания. Форма мастерской позволяет, опираясь на основной лозунг GFEN: “Все способны!”, ученику работать самостоятельно. При этом монологическая речь учителя заменяется диалогами учеников, ученика и учителя. Мастер (так в этом случае именуется учитель) уважает свободу действий ученика.
В Петербурге мастерскую впервые провели 7 лет назад в гимназии N 526.
Заслуженный педагог России Анатолий Окунев преподает в этом образовательном учреждении математику.
– Наша гимназия провела уже 5 погружений, был задействован весь педагогический коллектив. Я с восторгом смотрел на те разработки, которые приносили учителя. Таких сильных методистов, как в России, нет ни в одной стране. Наши российские педагоги усовершенствовали французскую мастерскую. Мы пошли дальше и задали массу новых алгоритмов, привязали их к существующим школьным программам, – говорит Анатолий Арсеньевич.
– Чем вас прельщает такой способ организации деятельности учеников?
– Если урок гонит всех, как стадо, одновременно подравнивая, чтобы не было ни отстающих, ни авангарда, то мастерская хороша тем, что она дает возможность каждому идти своим путем. Есть конечное задание, но как придет к нему ученик, неизвестно.
– Насколько возможно заменить все уроки на мастерские?
– Мы пришли к выводу, что мастерские надо проводить по основным понятиям курса. Например, что такое “символ” или “критика”. Темы возникают не случайно. Старая школа плоха тем, что она отвечает на свои вопросы, а дети приходят со своими. К примеру, десятиклассники предложили тему “Синквейн”. Ребята взяли текст Аделаиды Крепс, который раскрывает понятие синквейна на английском языке, и, наверно, впервые в России сами вникали в смысл новой формы стихосложения. А другой класс рассматривал разные переводы одного и того же стихотворения Поля Верлена, а потом ребята сами переводили.
– А вы сами были в роли ученика на мастерской?
– Конечно. Когда мы знакомились с методикой во Франции и когда французы приезжали в Петербург, они проводили с нами занятия. Их задания помогали нам стать более открытыми, ощутить свою ответственность за образование в России, осознать справедливость их идей. Изучение опыта GFEN помогло нам выявить недостатки нашего традиционного образования.
– Если в России еще рано говорить о каких-то результатах “Нового образования”, то во Франции они уже есть?
– Не может быть каких-то количественных показателей. Результатом своей деятельности французы считают тот уровень образовательной системы, на котором она позволяет человеку раскрыть себя. Используя систему мастерских, они идут, например, к детям, которые по тем или иным причинам не говорят, а после занятий начинают улыбаться, писать стихи, – это не победы учеников на олимпиадах, а истинный результат педагога. И у нас есть, как вы говорите, результат – я видел счастливые лица первоклассников, которые кричали учителю: “Идите скорее к нам, посмотрите, что у нас получилось! Была вода грязная, а теперь она чистая”. Вот это результат. Ребенок сам, без учителя понял сущность процесса, такого опыта не заменит никто и ничто.
С вопросом, как учителя относятся к “Новому образованию”, я обратилась к одному из педагогов гимназии N 526, который участвует в проведении мастерских, учительнице начальной школы Н. Шипициной.
– Первый шаг сделать было трудно, – признается она. – Сначала мы, учителя, не понимали, что такое мастерская, и сравнивали ее с уроком. Считали, что мастерская – это развлечение. И только на практике поняли, какое огромное значение она имеет. На мастерской без насилия происходит содружество детей и учителя, каждый ребенок может говорить все, что думает.
– Не чувствуют ли дети себя “подопытными кроликами”?
– После каждой мастерской все ученики высказывают свое мнение о том, что было на занятиях. И всегда все довольны, потому что тот, кто хотел, смог высказаться, кто не хотел – промолчал, ведь никто двойки не поставит. Есть возможность прислушаться к мнению более сильного товарища. Бывали случаи, когда ученик молчал на протяжении всей мастерской, а в конце вдруг во всеуслышание сделал вывод, значит, это было осмысленное молчание, шел мыслительный процесс.
– Считаете ли вы возможным проведение подобных занятий по любому предмету?
– Да, можно даже соединить два предмета и дать в одной мастерской, даже гуманитарный и математику. Например, взять конкретную тему “Дроби”. В математике, понятно, есть такой раздел, но и в русском языке тоже есть “кусочки” – дроби – части речи. Таким образом можно провести любые аналогии между предметами.
Новое педагогическое направление нашло своих сторонников во многих российских регионах. За 12 лет о нем узнали в Мурманске и в Сочи, в Воронеже и на Байкале.
– Новое всегда пробивается тяжело, – сетует Анатолий Окунев. – Тем более что привлекательность урока в том, что он прост. Проверка домашнего задания, новый материал, его закрепление, новое домашнее задание. Мастерская же по своей конструкции гораздо сложнее. Учитель, готовя мастерскую, сам должен подняться на новую ступень, дать свободу своей фантазии. Например, какое удивительное путешествие совершили ученики на уроке географии в Индию благодаря тому, что педагог при подготовке к занятию сходила в консульство Индии и принесла оттуда массу материала. А бывает, дети задают такие вопросы, на которые учитель не может ответить, и тогда они вместе начинают рыться в книгах, искать ответ.
– В чем вы видите смысл деятельности ассоциации, проведения конференций, мастерских для учителей?
– В подготовке кадров, которые смогут осуществить главную задачу педагога – помочь ребенку понять, что он обладает творческими возможностями, воспитать гражданина. Я, как и педагоги GFEN, свято верю в то, что лишь творчество может сделать человека счастливым.

Елена ПУГИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте