– Вопрос, который волнует всех, касается зарплаты. Правительство говорит, что если мы сравним уровни зарплат октября 2001 года и октября 2003-го, то увеличение составит два раза. Однако действительно ли последнее повышение заработной платы в 1,33 раза улучшит материальное положение учителей, ведь цены на продукты питания, коммунальные услуги, медикаменты, транспорт за эти годы возросли? Наверное, нет…
– По существу, последнее повышение зарплаты – это компенсация того роста цен, который прошел за последние два года. Но говорить, что оно реально не улучшает материального положения учителей, нельзя. А вернее, оно подтягивает до того реального материального уровня, который был в декабре 2001 года. Опережения, к сожалению, не происходит. Повышение заработной платы учителям выводит эту категорию бюджетников немного вперед, но не на столько, чтобы учителя получили приоритет в оплате своего труда по сравнению с работниками в других отраслях.
– Это вряд ли случится и в ближайшее время, поскольку проект бюджета на 2004 год не предусматривает увеличения зарплаты педагогическим работникам. Почему? И что еще можно сделать?
– Увеличение зарплаты произойдет: учителям – на 33%, госслужащим и военнослужащим – на 11% , работникам судов и прокуратуры – на 40%. В 2004 году ни одной категории бюджетников повышение заработной платы не предполагается. Ситуация, конечно, ненормальная. Но говорить о последующем увеличении заработной платы в рамках Единой тарифной сетки, а это составит десятки миллиардов рублей, не имеет смысла: такое решение при прохождении бюджета принято не будет.
В июне Дума проголосовала за выделение регионам дополнительных 35 млрд. рублей на выплату заработной платы бюджетникам, а в октябре федеральный бюджет 2003 года будет увеличен примерно на 70 млрд. Такая возможность сохраняется и на следующий год. Бюджет занижен по оценкам доходов, и, если он будет исполняться благополучно, то имеется возможность в течение года поднять заработную плату учителям, но не раньше IV квартала.
Переход на отраслевые системы оплаты труда будет обсуждаться в начале следующего года, и в системе образования они будут внедряться одними из первых. И еще один важный фактор. Президентом РФ подписан Закон «Об организации органов власти в регионах». Он вступает в силу с 2005 года. Согласно этому закону сфера образования в полном объеме будет финансироваться из региональных бюджетов, а здесь, как, впрочем, и в федеральном, подавляющая часть расходов на образование идет на заработную плату. Зная об этом, Минфин и правительство будут сдерживать увеличение заработной платы. Если в 2004 году провести еще одну индексацию, то масштабы этих расходов у регионов окажутся еще больше, чем ожидается.
– Но не все регионы смогут «потянуть» полноценное финансирование школ и вузов, и тогда возникает вопрос: а надо ли передавать всю сферу образования, особенно высшего, на плечи региональных бюджетов?
– Задача Госдумы – подготовить основу для того, чтобы расходы на образование в регионах были обеспечены доходными источниками. Мы, депутаты, будем принимать поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы и планируем закрепить за регионами и местным самоуправлением те налоги, которые станут условием роста заработной платы. Если это не будет сделано, то территории не смогут повышать уровень оплаты труда адекватно темпам инфляции.
– Что касается других социальных выплат, таких, как стипендии и надбавки за ученую степень…
– Стипендии с 1 сентября удвоены и составляют 400 рублей. Это повышение, к сожалению, на весь 2004 год. Но в то же время с осени 2004 года намечается одно существенное изменение в системе финансирования образования. Более 800 млн. рублей, что составляет примерно одну пятнадцатую от общего стипендиального фонда, будет адресно направляться студентам из малообеспеченных семей.
В прошлом году мы, можно сказать, с боем расширили перечень надбавок к ученым степеням кандидатам и докторам наук, которые направляются из федерального бюджета не только на образовательные учреждения, но и на научные. Парадокс был в том, что правительство предложило платить повышенные в три – пять раз суммы кандидатам и докторам наук, работающим в вузовской системе, при этом проигнорировав научных сотрудников в академических институтах и других научных организациях. Суммы надбавок Госдума утвердила весной соответствующим законом. Пока индексироваться они не будут, но я думаю, что мы совместим следующее повышение заработной платы и индексацию доплат за степень. Это поможет решить особую задачу – связать между собой академические организации и профильные вузы, как было еще в недалеком прошлом. Происходить это будет в рамках целевой программы «Интеграция науки и образования». Деньги в следующем году на нее предусмотрены.
– В ст.54 Закона РФ «Об образовании» записано, что средняя заработная плата педагогических работников должна быть не ниже средней по промышленности. Но эта статья, как, впрочем, и другие законодательные нормы, много лет не выполняется. В настоящее время формируется список статей законов (так называемые нефинансируемые мандаты), которые как раз по этой причине и собираются отменить. Попадет ли 54-я статья Закона РФ «Об образовании» в их число или все так и будет продолжаться, то есть норма останется, но в виде все той же декларации?
– Вы правы, 54-я статья закона не работает. Но этот вопрос нужно рассматривать в таком контексте: Закон РФ «Об образовании» и его место в сегодняшнем экономическом поле. Данный закон содержит целый ряд таких деклараций, которые служат ориентирами, но не более того. Да, закон говорит, что зарплата должна быть не меньше, чем по промышленности. Но если мы будем базироваться на данных Госкомстата, увидим, что даже после октябрьского повышения на 33% средняя заработная плата учителя будет составлять не более 70% от средней заработной платы по промышленности. Однако промышленность тоже разная. В газовой и нефтяной отраслях средняя заработная плата сегодня соответственно 30 тысяч и 25 тысяч рублей, в легкой – менее 3 тысяч, в пищевой – около 3,5 тысячи, а в сельском хозяйстве – 2 тысячи… Закон РФ «Об образовании» – пример того, что некоторые законодательные нормы давно отстали от жизни, декларативны, не имеют механизма исполнения. Декларацией является статья о том, что на высшее образование должно выделяться не менее 3% от расходной части ВВП, а также статьи о налоговых льготах для образовательных учреждений – они не предусмотрены в Налоговом кодексе и поэтому не действуют. Несмотря на запись в законе, школы и вузы платят налог на прибыль с 2002 года… Таким образом, ряд положений Закона РФ «Об образовании» в практической работе Правительством России не воспринимаются как норма. Желательно было бы закон усовершенствовать, приведя его в соответствие с сегодняшней реальностью, и в рамках этого добиваться корректировок в Налоговый и Бюджетный кодексы, которые были бы реальной нормой для правительства. Главное – при этом сохранить тот приоритет образования, который в последние два – три года мы все-таки стараемся выдерживать.
– Если образование на самом деле – приоритетная отрасль, то берет ли государство на себя заботу о школьных и вузовских библиотеках, содержании зданий учебных заведений, приобретении учебного оборудования? Ведь дело не только в зарплате…
– Зарплата для учителей и вузовских преподавателей – вопрос, безусловно, очень важный. Но наряду с этим не менее важный – выделение денег на модернизацию самой этой сферы. Поэтому последние три года депутаты Госдумы работают с правительством по двум вопросам – ремонт вузов и школ и закупка современного учебного оборудования. Есть две федеральные целевые программы, которые были запущены в 2001 году, и пару лет худо-бедно финансирование капитального ремонта и закупки учебного оборудования осуществлялось. В этом году, к сожалению, несмотря на определенное давление при прохождении бюджета в Госдуме, многого добиться не удалось, в этой части бюджета всего лишь выдерживается уровень 2002 года. Следующий год с этой точки зрения меня тревожит. Почему? В инвестиционной программе образования денег на капитальный ремонт и реконструкцию зданий номинально меньше, чем было. А инфляция в 10% фактически означает снижение финансирования по этой статье. Слабая позиция – программа «Развитие единой образовательной информационной среды». В этом году на нее выделено 1,5 млрд. рублей. На следующий год – при утвержденном Правительством РФ паспорте программы в сумме в 7,5 млрд. – те же 1,5 млрд., то есть всего одна пятая часть программы. Даже если учесть, что по программе «РЕОИС» софинансирование осуществляют регионы, полноценное финансирование информатизации не обеспечивается. 7,5 млрд. не такие уж большие деньги с точки зрения бюджета образования, но они дали бы долгосрочный эффект. Что здесь можно сделать? Мы будем корректировать бюджет текущего года. В поправках к нему дополнительно заложено 1,5 млрд. рублей на программу «РЕОИС». Это первый шаг. Второй – в бюджете предусмотрено три займа Мирового банка на развитие системы образования. Один из проектов – «Информатизация образования» стоимостью 300 млн. долларов – сейчас в стадии обсуждения.
– Михаил Михайлович, насколько проходимы в Госдуме предложения по увеличению финансирования тех или иных статей законов и федеральных целевых программ, направленных на образование?
– Позиции правых фракций – «Яблока», СПС и левых – коммунистов и аграриев по вопросу приоритетов образования совпадают. Поэтому влияние на правительство и так называемую правительственную четверку (фракции «Единство», «Отечество – Вся Россия», «Регионы России» и «Народный депутат») идет с двух сторон. Шанс принятия поправок к бюджету в части образования есть хотя бы потому, что все понимают электоральную значимость этой сферы.
Комментарии