search
main
0

Поднять паруса! 9-й образовательный саммит Mobile Learning: штиль и шторм новых технологий

Рассуждать о том, нужны или не нужны сегодняшней школе компьютеры, планшеты, интерактивные доски, электронные микроскопы и прочие ультрасовременные хитрости, по большому счету то же самое, что всерьез интересоваться, а так ли уж необходимы циркуль на уроках геометрии, акварель на занятиях рисованием или томик поэзии на литературе. Всем и так ясно, что нужны: когда за окном цифровой век, одной лишь доски и мела уже недостаточно. Другой вопрос, как не перегнуть палку и свести к минимуму риски, где взять новые методики, без которых вся эта современная техника лишь гора бесполезного металла, как убедить учителя смотреть вперед, а не оглядываться беспрестанно назад. На эти и многие другие вопросы компания Intel попросила ответить более двухсот педагогов, управленцев, чиновников, представителей фондов и общественных организаций из 36 стран, собравшихся в Стокгольме на 9-й образовательный саммит Mobile Learning.

– Это правда?! – на лице моего нового знакомого, чиновника из Великобритании, изумление столь искреннее, будто ему стало доподлинно известно, что по Красной площади все-таки бродят толпы медведей в шапках-ушанках.- Что именно? – аккуратно интересуюсь я, судорожно решая, разубеждать его или оставить в счастливом неведении.- Это правда, что вашим младшим школьникам разрешено проводить за компьютером не более пятнадцати минут в час?- Ах вы об этом, – радуюсь я, ибо репутация русских медведей вне опасности. – Да, наши врачи и педагоги разработали специальные правила. Там много чего оговаривается: высота парт, размер шрифта в учебниках и, конечно же, время, которое дети могут проводить за компьютером без опасности для здоровья.- Замечательные ребята эти ваши врачи! – радуется англичанин. – Умные, прямо как моя жена. Она тоже раз в неделю устраивает «день без экранов», когда всем нам запрещается включать компьютер, телевизор, мобильный телефон, любое устройство, у которого есть экран. Так дети от нечего делать хоть читать начали. Я это называю «постмобильные технологии»! Да, а ваши пятнадцать минут надо бы взять на заметку. И вообще, как я погляжу, в России все очень даже неплохо…На столь оптимистический лад британского коллегу настроил доклад специалистов Центра «Дети и технологии» при международном Центре развития образования (EDC/CCT), которые весной нынешнего года побывали в двух школах Москвы и Нижегородской области, чтобы своими глазами увидеть, как приживается на нашей ниве модель «1 ученик: 1 компьютер». Оказалось, что приживается, и притом весьма недурно: и в крупной столичной школе, и в относительно небольшой провинциальной учителя отмечают, что с появлением современной индивидуальной техники и свободного доступа в Интернет дети стали более самостоятельными, в них проснулась исследовательская жилка. Значительно сократилось время, которое преподаватель тратит на проверку заданий: теперь это можно делать моментально, в режиме реального времени, а что-то ребята при помощи компьютера контролируют сами. Отношения между детьми – и те улучшились: совместная работа, как известно, объединяет, а информационные технологии – это возможность дать ход множеству групповых проектов. Жаль только (об этом, конечно, в докладе не говорится), что столь совершенно оборудованных школ в России единицы, а педагогов, знающих, с какой стороны подойти ко всем этим чудесам техники, да еще и заставить их играть по своим правилам, и того меньше. Конечно, Intel и другие кровно заинтересованные в стремительном прогрессе компании организовывают для преподавателей всевозможные обучающие семинары, но массовым явлением такая переподготовка у нас все еще не стала. И многие учителя понятия не имеют, какие возможности открывают перед ними ИКТ, сколь неожиданным и небанальным могут сделать они повседневный школьный быт. Выпускникам педвузов об этом известно еще меньше: кроме рассыпающихся, пожелтевших от времени книжек и пособий, других средств обучения они в глаза не видели. Но иностранцам об этом лучше не рассказывать, если, конечно, не хотим, чтобы в следующий момент разговор неминуемо скатился к медведям на Красной площади…Лучше послушать шведов. У них и правда есть чему поучиться. И дело вовсе не в том, что за морем «трава зеленее, а вода мокрее». Просто здесь разработана и непрерывно развивается мощная, гибкая, всеохватная и невероятно эффективная система подготовки ИКТ-компетентных учителей. Она включает в себя и лекции, в том числе и в онлайн-режиме, и многие часы практических занятий, открытых уроков, когда более опытные коллеги и помогут, и подскажут. Почти каждый педагог состоит в каком-нибудь цифровом сообществе. Не для галочки, имиджа или хорошего тона, а потому что это серьезно облегчает жизнь. Один из самых развитых проектов – Learnify.se, куда может вступить любой учитель. Это гигантская библиотека учебных материалов и презентаций по всем предметам, созданных самими педагогами здесь же, на сайте. Любую работу можно переделать «под себя», снабдить картинками, видео, схемами и таблицами и вновь пустить в «свободное плавание» – вдруг еще кому пригодится. За все материалы можно голосовать, выстривается своеобразный рейтинг, облегчающий поиск.- Наш девиз: «Найди. Создай. Поделись», – говорит один из руководителей и координаторов проекта Пер Брам. – К Learnify.se уже присоединились сотни учителей из всей Европы.- А из России?- А вот россиян, увы, пока нет. Но мы всем рады, надо лишь зарегистрироваться. Одно условие: работаем на английском.Вместе с Пером Брамом в Королевский технологический институт, штаб-квартиру саммита, пришли старшеклассники стокгольмской школы Редаберг. Показывают свои интегрированные проекты по английскому языку, химии, физике и биологии. Это такие своеобразные электронные учебники по разным темам, где есть и объяснение нового, приправленное фотографиями и видеосюжетами, и проверочные тесты. По словам ребят, им больше нравится учиться именно по этим материалам, чем по «взрослым» учебникам. Кстати, если ты работаешь над проектом, то на уроки по этой теме можешь не ходить.- Многим ребятам бывает трудно блеснуть в классе, – объясняет Пер Брам. – Они зажимаются, бурчат что-то себе под нос, учитель решает, что они ничего не знают, и ставит им соответствующую оценку. Но ведь актерский талант и эрудиция далеко не одно и то же. Иногда стоит поручить такому ребенку составить главу для электронного учебника, пускай даже по самому сложному вопросу, и оказывается, что вчерашний двоечник знает чуть ли не больше самого учителя. Над каждым проектом работают несколько ребят, а если учесть, что в одной только школе Редаберг учатся дети 80 национальностей, такое времяпрепровождение помогает им быстрее найти общий язык.Сайт Stockholmskallan.se – неоценимый помощник для учителей истории. Его создатели собрали коллекцию из 3 тысяч старинных фотографий, географических карт, немых фильмов, первых черно-белых рекламных роликов начала XX века, тысячи документов, разговор о каждом из которых – это уже урок.- Где еще учитель может найти, например, письмо мальчика-сироты, датированное 1878 годом? – спрашивает координатор проекта Stockholmskallan.se Кеттил Маннергейм. – Не перепечатанное современным типографским шрифтом, а «живое», прямиком из архива. Посмотрите, вот она, старинная бумага, почерк такой смешной, корявый. Дети рассматривают все это с удовольствием. Мальчик пишет одному большому чиновнику, рассказывает, что учится хорошо, ведет себя еще лучше, регулярно читает катехизис, а в конце просит помочь ему найти мать. Оттолкнувшись от этой записки, учитель может поразмышлять с ребятами о том, как за прошедшие 130 лет изменилась в Швеции система приемных семей и помощи сиротам, решить, что каждый из них может сделать, чтобы облегчить жизнь таких детей. А каким эффектным может быть финал урока: нам-то известно (и подтверждающий это документ тоже хранится в коллекци), что через три года этот мальчик и в самом деле встретится со своей матерью! Для современных школьников, а ведь кто-то из них в скором времени наверняка станет чиновником, это важный опыт.Учитель шведского языка и литературы Элизабет Содер вместе со своими учениками создала сайт, посвященный «шведскому Шекспиру» Августу Стриндбергу. Они взяли всего лишь один короткий рассказ «Листок бумаги» и по адресу Etthalvtarkpapper.se собрали его переводы на 40 языков мира: от арабского, армянского и русского до монгольского и эсперанто. Рассказ можно читать, а можно и послушать все на тех же сорока языках. Здесь же очень смешной мультфильм про самого Стриндберга: по словам Элизабет, детей больше всего радует, что классик увлекался историями про привидения и очень любил писать письма, особенно своим врагам.- Кем был Стриндберг для моих детей до того, как мы затеяли этот проект? Горой пыльных скучных книг, чем-то необычайно далеким и абсолютно неинтересным, – признается Элизабет Содер. – Но стоило им взглянуть на него с точки зрения понятных и близких им вещей – Интернета, сайта, аудио- и видеофайлов, байтов и пикселей, он будто ожил, стал как родной. Сейчас хотим затеять новый проект, что-нибудь связанное с современной шведской литературой.У каждого гостя стокгольмского саммита свой конек. Учителя-практики рассказывают, как, вооружив детей фотоаппаратами и микроскопами, отправляют их исследовать поля и леса, как ведут с ребятами литературные блоги. Руководители Intel говорят о вещах глобальных: насколько образовательные информационные технологии могут влиять на экономику государств и целых регионов, менять мировоззрение и жизненную позицию людей. Но все сходятся в одном, и записи участников в Твиттере, бегущие по огромному экрану в большом зале заседаний, тому лишь подтверждение: технология не должна поглотить личность, машина, даже самая умная и хитрая, не заменит общение, чем больше «друзей» в социальной сети, тем более одинок человек в действительности. Отдельный доклад был посвящен безопасности в «паутине»: дети с пеленок должны знать о том, сколь коварны и хитры виртуальные злодеи. Мораль: без современных технологий никуда, но пользоваться ими надо с умом. Чтобы они, как паруса, несли вперед, а не камнем тянули на дно. Чтобы не повторили мы судьбу самого знаменитого шведского корабля Vasa, этого роскошного «Титаника» XVII века, утонувшего через 20 минут плавания исключительно из-за неверных расчетов и непомерных амбиций своих создателей.Стокгольм – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте