Грядущий 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Наставничество – это универсальный способ передачи опыта, знаний, умений, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение, основанное на принципах обоюдного доверия и партнерства. Активная реализация системы наставничества в образовательном процессе, создание условий для формирования у наставляемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных задач формируют базисную основу для начала подготовки обучающегося к участию в профессиональном обучении.
С чего начать взаимодействие наставника и наставляемого? Как сделать процесс передачи ценных знаний и умений более результативным, весь процесс – более управляемым, какие инструменты наставничества необходимо применять? Пожалуй, это самый важный вопрос, ответ на который кроется в предварительном исследовании мотивации и анализе психологического типажа наставляемого. Рассмотрим четыре типичные ситуации:
1. Ситуация «Не могу – не хочу». Наставляемый крайне немотивирован. Для того чтобы включить его в деятельность, необходимо сначала замотивировать его. Иначе есть реальная вероятность столкнуться с непреодолимым барьером защиты.
2. Ситуация «Не могу – хочу». Наставляемый мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний, он находится в состоянии обучения. Здесь важно поэтапно построить схему работы. Нужно помнить, что для формирования любого навыка нужно три недели.
3. Ситуация «Могу – хочу». Ситуация, в которой следует развивать способности: наставляемый уже обладает необходимыми знаниями и умениями, ему нужно поднимать планку цели и увеличивать объем получаемых знаний.
4. Ситуация «Могу – не хочу». Наставляемый находится в прострации или напущенном протесте с внешним миром. Причиной демотивации может быть психическое состояние наставляемого. Наставляющий должен попытаться абстрагировать наставляемого от причины и выстроить доверительное вовлекающее общение.
Основная цель наставничества – это эффективная организация образовательного процесса, обеспечение системного индивидуального сопровождения наставляемого, непринудительное воздействие на личность, общение, лишенное натянутости, социальное приспособление через деятельную передачу опыта от наставляющего к наставляемому для будущей профессиональной адаптации.
Наставничество в системе образования отражает многие аспекты профессионального становления специалистов, многократно улучшает качество образовательных услуг. На примере нашей школы, принимающей активное участие в городском проекте «Профессиональное обучение без границ», следует отметить достигнутые успехи в период 2021-2022 учебного года: 144 обучающихся школы получили свидетельства о приобретении профессии рабочего или служащего востребованных специальностей. Стоит подчеркнуть, что освоение новых профессий стало возможным в результате использования передовых методов наставничества, а совместная слаженная работа педагогического состава образовательной организации и организаторов проекта обеспечила высокие показатели.
Наши ребята смогли освоить специальности «консультант в области защиты цифровой грамотности населения», «оператор станков с программным управлением», «оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом», «лаборант химического анализа», «контролер качества продукции и технологического процесса». Также в 2021-2022 учебном году наша образовательная организация принимала активное участие в городских проектах «Математическая вертикаль», «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Предпринимательский класс в московской школе», «Медиакласс в московской школе». Участие в подобных проектах предоставляет ученикам возможность успешной интеграции в профессиональную среду, способствует формированию четких представлений о выборе будущей профессии, развитию творческой самостоятельности, становлению правильной самооценки и самоопределения уже в профессиональной среде. А реализуя форму наставничества «педагог колледжа, вуза – учитель ОО», получается достичь результатов на всероссийском уровне. Так, например, в финале национального чемпионата «Молодые профессионалы» наши ученики в 2021-2022 учебном году завоевали «золото» в компетенциях «Предпринимательство», «Интернет вещей», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» и «серебро» в компетенции «Туризм».
Предпрофессиональное образование формирует плацдарм для индивидуального самоопределения в выборе профессии. Каждому человеку именно в детстве, когда раскрываются когнитивные способности и видна предрасположенность к форматам обучения, должен быть предоставлен шанс эффективного использования заложенного потенциала. Наставничество – это работа прежде всего родителей и педагогов, и уже от качества этой работы будет зависеть то, как именно сложатся жизнь и карьера человека.
На сегодняшний день на рынке труда наблюдается чрезмерная конкуренция, обусловленная высоким спросом на профессиональные кадры. Использование такого эффективного инструмента, как наставничество, в действующих реалиях является не просто актуальной тенденцией, а острой необходимостью.
Виктор ОВСЯННИКОВ, заместитель директора школы №152
Комментарии