С каждым годом все больше разгорается дискуссия среди педагогов и родителей о том, как относиться к все возрастающему распространению современных гаджетов среди детей. Сторонники запретов говорят о том, что постоянное использование гаджетов ведет к падению общей эрудиции, ухудшению памяти, ослаблению способности к концентрации внимания и др. Противники запретов говорят о том, что повсеместная цифровизация – это дух времени и этому не надо препятствовать, наоборот, надо внедрять современные устройства в образовательный процесс.
Дискуссия носит международный характер. К примеру, во Франции с 1 сентября был на законодательном уровне введен полный запрет на использование любых подключаемых к Интернету устройств на территории младшей и средней школы. Что характерно, закон был встречен в штыки многими педагогами, а само решение было скорее политическим. Закон прошел через французский парламент при активной поддержке президента Макрона, который обещал данный запрет в ходе предвыборной кампании.В России подобных законов нет. Но сам вопрос не теряет актуальности. Запретить нельзя разрешить! Где поставить запятую?Прежде чем вставать на одну из сторон дискуссии, давайте проясним некоторые вещи.Гаджет против книгиДетям часто ставится в упрек, что они предпочитают смартфоны (и другие устройства) книгам. Но честно ли это? Информация из смартфона яркая, звучащая, переливающаяся и удивляющая. Смартфон привлекает внимание лучше, чем книга, не потому что дети какие-то не такие и не понимают ценности древних носителей информации. Он привлекает потому, что адресует свое послание к более древним центрам мозга. Мозг смотрит на смартфон, как лягушка на пролетающую неподалеку муху, – с огромным инстинктивным интересом. Книга же статичное скопление не особо интересных маленьких картинок (букв), которыми мы научились кодировать свои мысли. Для восприятия текста мозгу приходится делать двойную работу – смотреть на картинки и декодировать авторское послание. Он этого делать не любит. Мозг вообще ленив. На наш взгляд, упрекать за пренебрежение книгами в пользу смартфона сродни упреку в любви к конфетам в ущерб овсянке на воде. Да, овсянка может быть полезнее, но конфет от этого есть меньше не хочется.Гаджеты как инструмент для повышения статусаДети регулярно обсуждают компьютерные игры, интересные ролики и картинки из Интернета. Победивший того или иного «босса» в игре, набравший много просмотров собственного видеоролика получает уважение и поддержку окружающих. Представьте, каково будет ребенку, который окружен обсуждающими подобные вещи сверстниками, но лишен доступа к ним. Ребенок в определенном смысле становится парией. Для детей и подростков это большой стресс (стрессов и без смартфонов хватает).Не все гаджеты одинаково вредныНадо исходить из удобства потребления/создания информации с помощью устройства. Самое вредоносное соотношение у смартфонов – 80/20. Эти устройства очень удобны для потребления информации. Их удобно носить с собой, на них очень легко и приятно отвлекаться на уроке. А сделать с помощью смартфона доклад и презентацию к нему возможно, но неудобно. Чуть лучше обстановка с планшетами – планшет в карман не положишь. Оптимальное соотношение – у классических компьютеров на Windows или MacOS. Они одинаково удобны и для создания, и для потребления. А главное – их неудобно носить с собой, и, следовательно, ребенок не сможет отвлекаться на них каждую свободную минуту.Отсюда самое рациональное соотношение – телефон-«звонилка» и настольный компьютер. Чуть хуже – телефон-«звонилка» и планшет с функциями родительского контроля и таймером на работу приложений (например, не больше часа в день игры).Дополнительное образование – способ обратить гаджеты во благоКак прекрасно отметил Анатолий Вассерман в одном из своих интервью: «Гаджеты упрощают доступ к информации, но не упрощают возможность думать». Более того, если «упаковать» ребенка современной техникой по высшему разряду, он вряд ли станет думать активнее. Скорее делегирует свою память, математические способности, знание языка и многое другое своему «электронному другу».Перед педагогами и родителями стоит сложная задача по формированию у юных пользователей полезных привычек и взглядов на технику.Необходимо использовать инстинктивное стремление детей к самовыражению и повышению собственного статуса и интерес к технике.Во дворце «Хорошево» мы открыли целый ряд образовательных программ подобного направления:- видеоблогинг и обработка видео. Не секрет, что видеоблогеры – лидеры для детей. Многие хотят быть похожими на них, купаться в лучах славы. На наших занятиях к детям приходит понимание, что за простыми разговорами на камеру стоит огромная работа. Отличным спутником к данному курсу являются занятия в нашей школе репортеров;- информатика. Как бы странно это ни звучало, школьники плохо умеют работать с компьютерами. Поколение postPC, о котором говорил Стив Джобс, полагается на смартфоны и планшеты (которые, как мы выяснили, плохо подходят для создания новой информации);- программирование. У нас несколько курсов, на которых ученик может получить первые знания в этом перспективном деле. В том числе лего-моделирование. Приятно видеть, когда твоя программа работает. Тем более здорово видеть движущийся механизм, выполняющий собственноручно написанную программу;- майндмэппинг. Создание структурных иллюстрированных конспектов. На занятиях дети учатся не только излагать информацию с использованием специализированных программ, но и выступать с докладами (в том числе в виде видеороликов);- обработка фотографий в фотошопе;- 3D-моделирование;- информационная безопасность и другие направления.Также мы активно используем современные мультимедийные стенды при обучении естественно-научным дисциплинам.Неоспоримым плюсом дополнительного образования в данном случае является то, что наши предметы носят факультативный характер. Еще одним плюсом является совместная конвергентная работа между педагогами нескольких направлений. Блогеру нужен русский язык, программистам часто надо красиво и интересно презентовать свои разработки на конкурсах и так далее.Убежден, что в споре между сторонниками и противниками современных гаджетов истина где-то посередине. Гаджет не зло и не добро, это инструмент. И задача педагогов – научить юного пользователя, как пользоваться инструментом во благо.Вячеслав АФАНАСЬЕВ,педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»
Комментарии