На очередном заседании Комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждались проблемы обеспечения доступа разных категорий детей к образовательному интернету. Для участия в заседании были приглашены первый заместитель руководителя Департамента образования Лариса Курнешова, руководитель Управления информатизации Алексей Михайлов, представители Департамента социальной защиты населения, директора столичных школ. Речь в основном шла о самых разных аспектах информатизации школ, но в первую очередь о ее проблемах: о трудностях подключения образовательных учреждений к интернету, о «медленном» интернете и так далее.
По мнению депутата Александра Крутова, которое разделяют директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский и другие директора московских школ, образовательное учреждение должно иметь право самостоятельно выбирать ту компанию, которая будет подключать его к интернету (сегодня 90% подключения осуществляет «Комкор»). Сегодня очень мешает несогласованность в действиях разных структур, имеющих отношение как к приобретению компьютеров, к их подключению к Сети, так и к содержанию интернет-ресурсов. Несогласованность прежде всего отличает отношения Департамента образования и Управления информатизации. Мало того что на заседании выяснилось, к примеру, что руководство управления не знает о том, какие конкретно школы Москвы испытывают трудности с подключением к интернету, но и это не все: дело в том, что управление во многих случаях само решает, что нужно и в каких количествах приобретать для системы образования, само выбирает решение тех или иных проблем, хотя оно должно быть аккумулятором заявок и реализатором тех идей, которые выдвигает Департамент образования. Депутат Михаил Москвин-Тарханов обратил внимание коллег на неотрегулированность действий департаментов образования, здравоохранения и социальной защиты в обеспечении социальной адаптации детей-инвалидов: эта проблема, обсуждаемая годами, пока что тоже не нашла решения.
Председатель Комиссии Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович обратил внимание на то, что сегодня ученики зачастую лучше ориентируются в интернете, чем их учителя – поэтому соответствующая переподготовка педагогов должна стать первоочередной задачей департамента.
Как известно, приоритетным национальным проектом «Образование» предусмотрено подключение к интернету всех российских школ. Это подключение к сегодняшнему дню в основном завершено – в Москве эта задача была решена раньше, чем в других регионах. Особенно актуальным сегодня стало решение проблем эффективного использования такого подключения: речь идет об обеспечении доступа школ к образовательным ресурсам интернета. Как рассказал принявший участие в заседании ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов, в уходящем году в столице в этой сфере было сделано немало. В рамках выполнения программы «Года ребенка» работа шла в нескольких направлениях.
Одно из важнейших – подготовка к ЕГЭ. Она идет в режиме выполнения заданий, размещенных в интернете (при индивидуальном и групповом консультировании школьного учителя), получения индивидуальных консультаций через интернет и пробных экзаменов в интернете, оценка которых осуществляется в автоматическом режиме подготовленными специалистами. При этом, в частности, осуществляется диагностика затруднений учащегося: он имеет возможность получить соответствующие рекомендации и консультации.
Еще одна реализуемая интернет-подпрограмма связана с независимым общественным контролем, при котором учащиеся разных школ одновременно пишут контрольную работу по тому или иному предмету, беря задания из подборки в интернете, составленной специалистами. В интернете есть указания для учителей по проверке заданий, через Всемирную паутину идет и сбор оценок от школ. Благодаря независимому общественному контролю оценивается качество обучения по тем или иным учебникам, уровень подготовленности учащихся в каждой проверяемой школе.
Отдельное направление – помощь отстающим. Речь идет об учащихся из социально незащищенных семей, у которых дома нет нормальных условий для занятий, а их школа работает в режиме «полного дня». Этим ребятам предоставляются необходимые компьютерные места со всеми необходимыми средствами информационных и коммуникационных технологий и доступом к интернету для работы во второй половине дня под контролем учителей. Опытные педагоги дистанционного обучения подбирают необходимые интернет-ресурсы, ведут консультации по индивидуальному плану, разрешают трудности, возникающие у учащихся. Один педагог при этом сможет обеспечить педагогический процесс одновременно с несколькими учащимися, находящимися в разных школах города.
Очень важная интернет-подпрограмма – дополнительное образование детей-инвалидов. Она обеспечивает доступ к образованию ребят с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в школах-интернатах и коррекционных учреждениях. Интернет существенно расширяет возможности их образования, которое зачастую становится основой для будущей профессии и социализации этих детей. Еще одно серьезное направление работы с интернет-ресурсами – помощь одаренным детям, подготовка олимпиадных команд.
Как отметил после выступления Алексея Семенова председатель комиссии Евгений Бунимович, сегодня уже можно говорить о реальных успехах столичного образования в сфере использования интернета. Однако проблем здесь по-прежнему немало.
По итогам заседания комиссия приняла решения, в которых, в частности, отмечено, что нужно более активно в рамках программы «Электронная Москва» развертывать локальные сети в образовательных учреждениях, поскольку это работа, ориентированная на повсеместное обеспечение доступа этих учреждений к интернету; развернуть на базе центров образования «Царицыно» и №57 пилотные проекты сетевых школ, охватывающие несколько школьных зданий в Москве и школы в регионах; разработать и вынести на рассмотрение Правительства Москвы программу обеспечения доступа к интернету, к образовательным интернет-ресурсам и сервисам инвалидов; развернуть на базе Московского института открытого образования подготовку всех московских учителей в области владения интернетом, обеспечить их необходимой методической поддержкой через интернет.
Комментарии